(немного о юбилее Олега Татьянина)

Создать настроение

Как обычно отмечают юбилеи? Хе, скажите вы, по-разному. Если раньше это был непременно стол, за которым собирались наиболее близкие сердцу юбиляра люди, то нынче форматы могут быть любыми: от фуршета на природе, до камерной вечеринки в экзотическом месте. Скажем, один из моих добрых товарищей, отмечал дату в ресторанчике с видом на Везувий. Была у него такая мечта. Готовился. Осуществил. Лидер, создатель, идеолог группы «Татьянин День» Олег Татьянин очень хотел отметить свой юбилей, причём так, чтобы совпали три параметра: чтобы удалось собрать всех своих многочисленных друзей, приятелей и знакомых, чтобы сам он был на сцене, и рядом были классные музыканты, и чтобы всё это происходило именно день в день.

Как ни странно, Олегу удалось выполнить все самим же заданные условия, более того, даже перевыполнить их. Ибо, на юбилейный концерт Татьянина, проходивший в большом зале ДК ТОАЗ, вход был совершенно свободный. То есть именинник постарался сделать этакий подарок всем, кто интересуется жизнью Татьянина-музыканта. Оставалось только прихватить хорошее настроение и цветы, что многие из присутствующих и сделали. Как признавался по ходу действа Олег: «Мне столько цветов в жизни не дарили, а уж тем более на сцене!»

Понятно, что выбраться смогли не все, но пришедшие заполнили две трети зала. По нынешним временам, это вполне можно считать успехом. Порадовало, что среди публики были замечены известные в Тольятти музыканты. Это, как отмечал накануне праздника участник действа Ярослав Сапожинский, всегда чрезвычайно важно для человека, который практически давал срез всего, чего он сумел достичь в плане музыки.

Благо, что сам Татьянин постарался выстроить программу таким образом, чтобы продемонстрировать и то, что ему наиболее интересно сегодня, и то, что греет душу, и то, что является (признаёт он это или нет, главными козырями).

Устремления момента

Уже много раз сказано-написано о том, что музыкант Татьянин никогда долго не застревал в рамках одного стиля. Начав карьеру в составе группы, игравшей рок-н-ролл, продолжив в качестве автора-одиночки, исполняющего вещи близкие по энергетике и стилистике к бард-року, он, обретя собственный бэнд, прошёлся и по тяжёлому блюзу, и по реггей. Зависело сие от того, какой именно музыкой Олег увлекался в тот период, и какие примеры на него производили наиболее сильное впечатление. В этом, в общем, нет ничего необычного. Кроме возможно одного момента – все старые вещи в период новой привязанности переигрывались в новой манере.

Ныне, уже несколько лет как, Олег с увлечением погрузился мир джазовых гармоний. Это заставило несколько иначе подходить к звукоизвлечению, вообще к игре на гитаре, к пению. Более того, одна из немногих, написанных в эти годы новых песен, сделана именно в такой околоджазовой стилистике.

Словом, выбор вещей для первого блока сомнений не вызывал. Было понятно, что Татьянин обязательно сыграет несколько классических джазовых хитов, включая обожаемую «Джорджию». Соответствующим образом подбирался и исполнительский состав. Контрабасист Дмитрий Китов и барабанщик Иван Антипов – любят эту музыку, играют её постоянно, и всячески поддерживают Олега в его движении в сложный мир джазовых историй. Оба с удовольствием откликнулись на призыв поиграть в юбилейном концерте, нашли время для нескольких репетиций. К тому же, именно те вещи, что им предстояло сыграть, они достаточно неплохо знали, поскольку выступали с Олегом не раз.

И, безусловно, сцементировал всю «конструкцию», специально прилетевший на несколько дней раньше из столицы, старый приятель Олега, отличный музыкант, композитор и аранжировщик Ярослав Сапожинский. Он, кстати, успел не только прорепетировать с тольяттинской частью сборного

оркестра, но и дома подробно разбирал вещи, которые предстояло воспроизводить. А это, в свою очередь, позволило несколько подкорректировать целый ряд аранжировок.

Татьянин, которого немного подводило волнение (а кто бы не волновался в такой день?!), при такой мощной поддержке, показал к чему именно он старается приблизиться.

Джипси-джаз и выход на хиты

Во втором блоке, условно, в рабочем порядке, обозначаемом как джипси-джаз, на первый план выдвинулись Георгий Иванов, понимающий толк в том, как должна звучать гитара и блестящий скрипач Денис Кузнецов. Именно в таком формате прошло большинство тольяттинских репетиций, а каждодневная работа всегда сказывается на конечном результате. Драйва добавило ещё и то, что начался блок с исполнения одной из самых ярких песен Татьянина «Река Миссисипи». Мало того, что сама песня – яркая, качёвая, так ещё и джипси-вариант с зажигательной скрипкой Кузнецова сразу заставил встрепенуться. А дальше были и совершено преображённый «Троллейбус» (на мой вкус – самая удачная версия этой давней песни), и «Настроение», и любимая многими музыкантами и нелюбимая эстетами «Я дизайнер», и даже, извлечённый из самых первых программ «Кот» (небритый кот – классный образ!!), первую, акустическую версию которой мы писали давным-давно на «Радио Тольятти». То есть пошли в дело песни, которые давно уже двинулись в народ, которые греют, дают надежду, заставляют улыбаться. И главное – все они написаны Олегом. А также отчётливо ощущалось, насколько комфортно самому Олегу в этом, родном, авторском материале. Ведь, помимо всего прочего, с каждой песней связано столько разных историй!

Зал был не просто тёплым, он жил вместе с музыкантами, пел с ними, зажигал фонарики на телефонах (это, правда, случилось уже в третьем блоке). Было видно, насколько это приятно юбиляру. Событие, придуманное и подготовленное им, наполнялось массой позитивных эмоций. Кстати, способствовал этому ещё и антураж. Раз уж речь шла о неком квартирнике, то и торшер на сцене появился (привезли из дома), и форма подачи, когда музыканты сидят, играя, тоже была выбрана верно, подчёркивая таким образом выбранную линию. Более того, Олег правильно драматургически выстроил концерт. Слушая второе отделение, было ясно, что именно в третьем будет произведён «главный залп». Но перед третьим блоком случился номер, который вызвал шквал эмоций в зале.

Ярослав Сапожинский, как он сам потом рассказал, вдохновлённый звучанием рояля, исполнил композицию из своего недавно вышедшего альбома. И это было проникновенно, технично, красиво и нежно. Блеск!

Главная тема

Как и планировалось, в третьем блоке на сцену вышли все музыканты, принимавшие участие в концерте, включая очень прилично отработавшего на перкуссии Алексея Караблина. И, чтобы никаких сомнений в серьёзности настроя не оставалось, сразу задвинули «Самолёт на Ямайку», причём в классической, реггийной версии. Светлая, наполненная запахами и воздухом песня прозвучала достаточно слаженно. А это важно, особенно, когда в дело идут такие «боевики». Живо напомнила период, когда она была написана, удивительная, упущенная продюсерами «Маяка» «Моно радио». Для нескольких поколений это просто картинки из детства: гобелен с бедуинами над кроватью и укв приёмник, на волнах которого можно было поймать радио, считавшееся тогда очень крутым. Разумеется, в моно-варианте. Накрыл с головой «Сказочный город» (в авторском варианте у неё другое название), живо напомнивший о том, что именно в тот момент Татьянин вдруг начал петь, как нижегородский крестъянин, слегка коверкая присущую нашим местам речь. Олегу тогда это нравилось. И, конечно, просто не могли обойтись без ещё одного мощного хита, заставлявшего тысячную толпу на «Груше» подпевать музыкантам «Вниз по реке».

И всё это звучало – органично, мощно, в очередной раз отчётливо доказывая – именно собственные песни – главное достижение Татьянина – автора и музыканта. Спорить с этим бесполезно, всё уже случилось, состоялось.

Жизнь после славной даты

Это был душевный квартирник! Он запомнится Олегу, думаю, навсегда. Он явно стоил того, чтобы его готовить!

Но постепенно шквал эмоций стихнет, придут будни, а с ним и вопросы, главный из которых – что дальше? И ответ на него вовсе не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Возможно, эмоциональная встряска, в которой Татьянин, как он сам признавался, нуждался, приведёт к тому, что появятся новые, классные песни. Тогда в полной мере встанет и вопрос постоянного состава, и стратегия (а, значит, поиск ресурсов и возможностей) дальнейшего продвижения собственного проекта. Если же не свезёт, а музыка будет являться в большей степени занятием факультативным, то придётся достаточно долго ждать следующего концерта на большой сцене. Никто, думаю, включая и самого Олега, не даст пока вразумительного ответа, как всё будет.

Алексей «Алекс» Орлин

От

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *