Первого апреля в городе начнёт функционировать новая мультиформатная площадка «Чердак продакшн», расположенная на Комсомольской 88 а. Отлично технически оснащенная. Позволяющая работать сразу по нескольким направлениям. Не дожидаясь официального открытия, мы поговорили с композитором, аранжировщиком, продюсером Ярославом Сапожинским, решившимся в столь сложное время на запуск нового проекта, и убедились – в этом шаге нет ничего случайного.
– Ярослав, давай начнём с главного, без чего не имеет смысла двигаться дальше. Зачем лично тебе это нужно? Это ключевой вопрос для понимания происходящего.
– На самом деле это решение зрело давно. О том, что мне нужно начать заниматься преподаванием, давно говорили, в том числе самые близкие люди. Поскольку накоплен большой опыт и есть чем поделиться. А отправной точкой для начала нынешней истории стала остановка гастрольно-концертной деятельности. Стало понятно, что нужно место, где можно реализовывать свои идеи, и позволяющее зарабатывать, занимаясь исключительно профессиональной деятельностью.
– То есть решено было не дать новую жизнь площадке, к тому моменту известной узкому кругу музыкантов и малой части публики, а скорее создать место – востребованное, привлекающее музыкантов и зрителей? При этом заход сделан именно в сторону многофункциональности. Почему именно так, ведь могла быть выбрана и любая другая форма?
– Здесь надо отдать должное Алексею (Алексей Лукьянов – владелец помещения – А.). Когда я во время пандемии приехал в родной город, он предоставил мне возможность, здесь, на «Чердаке», заниматься созданием аранжировок, репетировать, здесь же затем был создан состав, работавший над программой «Чёрный бриллиант». Замечу, что уже тогда на «Чердаке» была возможность работать в достаточно комфортных условиях. Постепенно, осваивая возможности «Чердака» сформировалось понимание, что потенциал и объёмы помещения позволяют использовать его гораздо шире. Тем более что сам Алексей очень хотел сделать «Чердак» активным творческим местом. Помогли утвердиться в мысли о развитии площадки не только те концерты, что мы здесь сумели провести, но и понимание того, что в городе катастрофически не хватает места, куда можно было бы прийти и просто послушать концерт. Не есть, не пить, а послушать музыку.
– Перестраивать, переоснащать площадку вы начали где-то в конце лета. Процесс получился не быстрым, включившим в себя, в том числе, поиск инвестора, а главное пришлось кардинально менять, перестраивать многое. Сейчас, когда всё уже практически готово, можно говорить о том, с чем вы готовы выходить к музыкантам и публике, что намерены предложить?
– Сразу несколько направлений. Во-первых, здесь будет работать студия современной музыки, где дети и взрослые смогут обучаться вокалу, игре на инструментах. Важно подчеркнуть, что мы не собираемся замыкаться в рамках какого-то одного стиля. Нас совершенно не смущают эксперименты, поскольку музыка никогда не стояла, и никогда не будет стоять на месте. Безусловно, без чего сегодня практически невозможно представить себе развитие любого музыкального проекта, у нас будет работать студия звукозаписи. Надеюсь, что постепенно она превратиться в студию полного цикла. К примеру, уже сегодня возможности нашего большого зала позволяют записывать оркестр. Я думаю, трудно назвать другую площадку в городе, где подобное было бы можно сделать. Во-вторых, мы организовали пространство таким образом, что здесь есть несколько помещений, позволяющих использовать их как репетиционные точки. Они, кстати, оснащены всем необходимым для работы. В-третьих, мы намерены в полной мере использовать самое большое помещение в качестве концертной площадки.
– На последней позиции хотелось бы остановиться подробнее. Как намерены выстраивать концертную часть этой программы? Кого планируете приглашать?
– Я для себя это вижу следующим образом. Мы будем приглашать тех, кому есть, что сказать своего. То есть, это важно подчеркнуть, упор сделан на собственное творчество. Направления могут быть любыми. Главное, чтобы люди представляли оригинальный продукт.
– На чём строиться уверенность в устойчивости проекта? Поясню. На мой взгляд, он вполне понятен и работоспособен для столицы, но насколько востребованным окажется здесь? В других реалиях, при других возможностях.
– А я предлагаю вспомнить, как мы с тобой затевали джемы. Казалось бы, в Тольятти это невозможно было сделать. Музыкантов, качественно умеющих играть джаз, немного. Были большие сомнения в том, что удастся, при имеющихся ресурсах, сделать событие. В результате получились два отличных джемовых сезона – с аншлагами, с массой приглашённых, с сумасшедшей энергетикой. А ведь изначально было только наше желание. То есть – не надо бояться! И потом, если ничего не делать, то ничего и не будет! Да, вполне допускаю, что не все пока готовы к тому, что мы им предлагаем. Но это сегодня. А в процессе, уверен, ситуация поменяется.
– Пока процессом рулит совсем небольшая команда. Работы же, даже исходя из того, что ты обозначил, достаточно много. Непременно придётся доукомплектовываться. Так понимаю, расчёт в какой-то мере и на то, что в процессе запуска сделать это будет проще. Когда площадка начнёт «дышать».
– Так и есть. Пока команда только создаётся. Например, управляющий у нас появился лишь несколько дней назад. Активно формируется преподавательский состав, что очень важно. Уже провёл переговоры с московскими партнёрами. Результат: раз в месяц к нам будут приезжать коллеги из шоу «Голос» и «Главная сцена». И такие встречи расписаны до конца года. Так на открытии площадки будет мой добрый товарищ Миша Пунтов, в своё время побеждавший на детском «Евровидении», а ныне успешный преподаватель вокала, имеющий свои интересные методики.
– Под какие задачи гости будут приезжать?
– В первую очередь, для проведения мастер-классов. Таким образом, те ребята, которые у нас обучаются, получат возможность знакомиться с самыми разными практиками, в том числе, с уникальными. А это бесценный опыт. Причём, убеждён, подобные встречи будут полезны не только нашим студентам, но и преподавателям. Ведь знания не бывают лишними в любом возрасте.
– Все последние месяцы ты находишься в цейтноте: беспрерывные встречи, консультации, переговоры. Исходя из реакции людей, можно утверждать, что у них есть заинтересованность в запуске такой мультиформатной площадки?
– Отвечу утвердительно. Скажем, совсем недавно разговаривал с девушкой, работающей в одном из тольяттинских театров. Несмотря на молодость, она совершенно не испытывает желания посещать места, где не столько слушают музыку, сколько принимают напитки, а ещё для них чего-то играет… Она так и сказала: «Очень жду появления такой площадки, где я смогу смотреть выступления наших групп просто как зритель». И таких встреч случилось достаточно много. Подчеркну, ранее я с этими людьми не был знаком. То есть, у них нет желания, сказать что-то приятное в силу каких-то сложившихся личных отношений. Скажу больше. Планирую предлагать сотрудничество тем, кто занимается процессом обучения, имеет свои вокальные школы. Ресурсы и возможности нашей площадки они вполне могли бы использовать для проведения собственных событий. То же самое относиться и к их приглашению в работе мастер-классов. Думаю, что долгосрочное партнёрство – гораздо более продуктивно, нежели замкнутость в рамках только своей «точки». В конечном счёте, в выигрыше окажутся все. И это нормальный шаг в части формирования музыкальной среды, что мне представляется важным.
– Не слишком ли рискованно за несколько дней до официального открытия проводить концерт (на 20 марта намечался концерт Олега Татьянина и его друзей)? Не отвлечёт ли это внимания от главного действа, не сделает ли его менее значимым? Или всё же это совсем разные вещи?
– Это совсем разные вещи. Тем более что концерт, намеченный на 20 марта, состоится именно в эти сроки. Есть тут определённые технические сложности. Буду предлагать Олегу перенести концерт на неделю (так и случилось, теперь Татьянин выступит 27- А.) В любом случае, такой «тест» площадки мне необходим, чтобы понять, как всё функционирует в режиме реального времени. Как придут люди, как они разденутся, как быстро поставят и уберут стулья, как сработают все службы. Во всём мире предоткрытие – нормальная практика.
– Сегодня трудно и нелепо что-то загадывать. Слишком уж быстро всё меняется. И всё же без целеполагания двигаться дальше невозможно. Исходя из этого, что ты будешь считать положительным результатом работы площадки через год? Чего бы хотел за это время добиться? С учётом всех факторов, которые именно ты сейчас пытаешься «сложить», свести в единую «картину».
– Через год я хотел бы видеть здесь стабильно работающую в концертном режиме по выходным, востребованную музыкальным сообществом и публикой площадку. Более того, исходя из московского опыта, попытаемся в воскресенье делать по два концерта. Помимо общей образовательной программы, сам планирую запуск одного проекта, направленного на поддержку молодых талантливых ребят, находящихся в сложных условиях. Мне представляется чрезвычайно важным, чтобы одарённый юный музыкант имел свой шанс. Ведь каждому из нас кто-то в жизни помог.
Алексей «Алекс» Орлин
Фото: Андрей Шуклин
Логотип: Катерина Мандрыкина