Тольяттинские «Четыре Квартала» выпустили новый альбом «Холодные воды». Премьера состоялась в первый день весны, а вот работа над материалом заняла практически три года. И хотя часть треков уже была обнародована в виде синглов («Дуэль», «Холодные воды») и клипов («Война», «Далеко») в готовом, «собранном» виде альбомная «конструкция» смотрится куда более цельно. Как, впрочем, и должно быть.
Первое, что бросается в глаза, чрезвычайно плотный, гитарный саунд. Неслучайно, лидер и главный автор «Кварталов» Ренат Натфуллин признавался, что работа над ним шла настолько трудно, что в какой-то момент процесс записи был остановлен на полгода. Потому что музыканты никак не могли определиться сами, какого именно звука они хотят добиться. В какой-то момент все, включая рулившего записью Сашу Никифорова, устали от попыток найти непонятное. По счастью, остыв, переосмыслив уже сделанное, удалось не просто сформулировать для себя, но и договориться о конечном продукте, зафиксировав его. После этого уже совершенно не удивляет, что над гитарными партиями не просто работали разные люди – Сергей Щербинин и Александр Никифоров (основные), Алексей «Джефф» Петров («Один»), Ильдар Нутфуллин («Такой рок-н-ролл»), но порой они и составлены из кусочков, а иногда начинает играть один, а дальше эстафету подхватывает другой. Споров было много. И в момент записи, и при выборе окончательных вариантов.
Так подробно остановился на подходе к аранжировкам исключительно потому, что именно гитарам предстояло высветить те смыслы, которые Ренат вкладывал в ту или иную песню. В разговоре он подчёркивал, что именно содержание для него гораздо важнее всего остального.
Всего в альбом вошло восемь треков. Разных. По наполнению, по содержанию. Тем не менее, есть момент, позволяющий им органично сосуществовать вместе, образовывая единое смысловое пространство – стремление переосмыслить, пропустив через себя темы, которых (и это не раз всплывало в нашем разговоре с Ренатом) он раньше и не касался. Более того, в подходе к текстам явно просматривается желание сделать их иначе, нежели это было раньше. Не всегда наличие ярких символов, образов (а это, безусловно, сильная сторона Натфуллина-автора) удаётся увязать в понятную каждому логическую канву. Но налицо стремление к этому. И не достичь подобного по щелчку пальцев. Ренат это прекрасно понимает. Это волнует его. И это хороший знак. Когда человек не боится открывать новое и стремится получить новые знания для себя.
С учётом момента, Ренат уже начал получать отклики, к примеру, на ту же «Войну». Актуально, мол. А, песня-то о войне совершенно другой. О безжалостной, невидимой многим, детской войне, когда и так борющиеся со страхами внутри себя, дети оказываются в мире, где так легко стать изгоем. И Ренат чувствует эту боль, словно бы сам проживает подобную ситуацию. Я бы даже тут не стал говорить о позиции лирического героя. Скорее, это именно боль и мысли от первого лица.
Вообще, если слушать треки внимательно, то совершенно отчётливо понимаешь, как на твоих глазах исчезает романтик времён «Дальней дороги», а появляется взрослый, совершенно иначе воспринимающий жизнь человек. Видящий, подмечающий в ней гораздо больше, нежели раньше.
Может, и поэтому тоже, заглавной вещью альбома выбраны именно «Холодные воды». Сам Ренат говорит об этом так: «Холодные воды» – она про враньё и ложь человека. Который не понимает, что этим он убивает, в первую очередь, самого себя».
Зацепила «Пепел и дым». Возможно, эта самая лёгкая, с точки зрения подачи, но совсем не с точки зрения подхода к теме, песня релиза. Её, пожалуй, можно даже назвать лирической. На создание картины восприятия работает добавление женского вокала (Наташа Денисова из «ONEOCEAN» – А.). Вся композиция получилась такой раскручивающейся-разворачивающейся, постепенно втягивающей внимания слушателя.
– Когда сгорает любовь, остаётся выжженное поле, – рассказывает Ренат. – Это, когда боль, отчаянье, опустошение, будто ты совсем один. Отсюда и образ пепел и дым.
Разумеется, в альбоме выпукло представлены все сильные стороны Рената – энергия, драйв, напор. При этом, как мне представляется, мы видим Рената, явно находящегося в поиске, стремящегося выйти за привычные рамки: роли, модели, осмысления.
И, как это часто бывает, возможно, даже вопреки ожиданиям автора, наиболее цельной мне показалась композиция «Такой рок-н-ролл». Более того, на мой вкус, она получилась даже этаким гимном рок-н-ролльщика. В первую очередь, за счёт органичного «сочленения», переплетения всех «компонентов». Именно в ней Ренат сумел наиболее отчётливо донести идею, которую вкладывал. Во всяком случае, именно так её воспринял я. И просто не могу не отметить Ильдара Нутфуллина из пермской «Джамахирии», сыгравшего здесь на гитаре. Получилось очень вкусно, в тему.
Завершает альбом «Сердце». Ренат объясняет её появление так: «Песня исполнялась давно, ещё «СИ», но решил её взять в альбом по смыслу (завершение альбома) и из-за чумовой аранжировки. Саша на гитаре здесь – просто чудо! И сама концовка – дышать, жить, при любых проблемах и обстоятельствах».
Добавлю, что для многих, особенно в эти два года, слово «дышать» – стало просто символом жизни, в прямом смысле.
И, наверное, эта линия – через горечь к обретению надежды – сквозная для «Холодных вод». Важная для многих из нас.
Алексей «Алекс» Орлин
Обложка: Андрей Митин