Музыка улиц. Питер

Растворяясь в городе

 Командировка получилась стремительной. И если в столице, с её более жёсткой логистикой, объективно требующей больше времени для того, чтоб добраться до «пункта назначения», можно было урвать часок, чтобы чуть-чуть пройтись, то в Питере и этого не получалось. И когда выяснилось, что улетать только поздно ночью, то появился шанс совершить вечерний, переходящий в ночной пробег. Откуда начинать, вопрос не стоял: конечно, от площади Восстания, далее по Невскому, к Дворцовой, на стрелку Васильевского, на Заячий – по таким дорогим сердцу местам, где, признаюсь, уже достаточно давно не был.

 Невский напомнил о том, что он не бывает пуст никогда. Меняется только публика. Днём больше тех, кто спешит по делам, вечером, да ещё в пятницу, да ещё с учётом простоявшей весь день солнечной, красивой погоды, без снега и дождя, город рванул отрываться. В начальном течении проспекта приходилось лавировать, искать обходные варианты, чтобы просто двигаться. Хотя бы с какой-то скоростью. Ближе к середине, стало чуточку поспокойней. Народ рассосался по заведениям, предлагающим развлечения на любой вкус.

 Поначалу, если честно, хотелось просто раствориться в городе, перезагрузить кипящие от переизбытка информации мозги, подышать холодным воздухом (и днём-то особой жары не было: температура крутилась в районе 4-5 градусов, а к вечеру совсем посвежело, пришлось накидывать капюшон). Но вскоре появился колоритный «бонус» в виде музыкантов, оккупировавших практически все свободные пятачки. Сразу мысль: быть в Питере и не обратить на это внимание – нонсенс! Начал притормаживать возле импровизированных концертных площадок.

Уровень и форма

 Замечу, что двигался я по правой стороне, а вот первая группа, заставившая остановиться, играла прямо у «Гостиного Двора». Поэтому визуально я их обрисовать не могу, зато слышно их было отлично! На момент нашего «контакта» парни играли исключительно «Сплин». Делали, замечу, это весьма душевно. Понятно, что играть «сплинов» в ноль практически невозможно, учитывая весьма интересно окрашенный голосом Васильева, но было очень похоже. Если бы не парочка непопадосов вокалистка, можно было вполне представить, что маститые питерцы накануне  Всемирного дня рок-н-ролла и непосредственно в День космонавтики – решили сделать подарок родному городу. Музыкантов окружали достаточно плотным кольцом, на глазок зрителей было порядка сотни. И, что мне показалось удивительным, это была самая большая аудитория, замеченная в этот вечер.

 Следующая троица выглядела весьма колоритно, в первую очередь за счёт барабанщика, крашеного блондина, с серьгой в ухе, вызывающе легко, особенно для человека, сидящего практически «на полу», одетого, зажавшего рабочий барабан между колен и разгонявшего своих поджарых, стройных вокалистов. Между прочим, именно эта компания оказалась единственной, игравшей, насколько я успел понять, собственные вещи. Тематика предсказуема: «как ты могла меня бросить, ведь я был круче!» Предсказуема и подача – ломаный голос, тягучая манера, лёгкий (как сегодня без этого?!) матерок. Основная аудитория – девочки 17-20 лет. Некоторые подпевали. Но в целом, надолго никто особо не останавливался. Играют пристойно, но ничем особенно не цепляют.

 Вообще, стоит признать, что практически все, кого довелось встретить в этот вечер на питерских улицах, играют на вполне пристойном уровне. В отличие от тех безалаберных чудаков, которые, не попадая даже в тональность, пытаются голосить на улицах родного города. Идеи и смысл – это уже следующий вопрос.

 На подходах к Дворцовой уютно расположилась компания, где, насколько удалось понять в роли вокалистов задействованы два человека. Один угнездился прямо на колонке, второй, ещё и играющий на басу, занимался созданием шоу, общался с публикой. К моменту моего прибытия, басист проводил своеобразный опрос, вопрошая у зрителей, знает ли кто группу «Нервы». Особых знатоков выявлено не было. Затем сообща решали, что сыграть следующим номером. Остановились на вечном хите «Жуков» «Батарейка» и весьма не хило его забацали. Энергично, с задором. Продолжения я ждать не стал, ибо бодрящий невский ветер и тайминг заставляли перебирать конечностями.

 Однако далеко сразу уйти не удалось. Дворцовая площадь, как многие знают, место мистическое. В силу разных причин. «Картинка» этого вечера вовсе не стала исключением. Вы только представьте. В самом центре, освещённого по периметру (за счёт подсветки зданий), но тёмного внутри огромного пространства, сидят два человека со светящимися гитарами и поют Цоя. Поют прилично. Вокруг них  практически ни души. Лишь где-то на границе освящённого круга демонстрируют свои возможности девушки на лошадках, да начинают подтягиваться компании, планирующие чутка подвигаться под более энергичную музацию. Самое удивительное, что любители Цоя продолжали свой концерт в течение  долгого времени. Во всяком случае, возвращаясь, примерно через час, я обнаружил их на том же месте. Внушает!!

 На обратном пути (шёл уже двенадцатый час), когда народ начал сворачивать аппарат, повсеместно на первый план стали выходить одиночки, видимо, не готовые пока играть целую программу. Выглядело это довольно забавно. Вдруг с лавочки поднимается чел с гитарой, выдаёт какой-то фрагмент песни, и также неожиданно прекращает это дело. Этакая попытка заявки. Ну, надо же с чего-то начинать. Почему бы и не так?!

 Кроме того, в ожидании хоть каких-то финансов, «помогаи» музыкантов, отвечающие за сбор средств, начали проявлять свою активность более бурно и местами навязчиво.

 Разумеется, это далеко не все, кого довелось увидеть. Улыбнула, к примеру, компания колоритных, очень солидных по возрасту «перцев», зажигавшая что-то на стыке рок-н-ролла и бардов. Остановиться возле них не было возможности, толпа уносила дальше, но было слышно – народ зело мастеровит.

Пульсация и органика

 Нелепо, совершая подобные спонтанные перемещения по разным городам, было бы делать какие-то глобальные выводы. Однако от каких-то сравнений всё равно не уйти. Разумеется, в рамках «среза» одного дня. Скажем, в Москве достаточно часто встречаются инструменталисты, причём приличного уровня. К примеру, все знают, какого качества музыканты подают классику, причём уже давно в переходе к «Художественному». В Питере инструменталистов замечено не было. В Казани – вольно-невольно даже диксиленды играют, вплетая в звучание национальные орнаменты. И это украшение. Зато в Северной столице – практически все, в той или иной степени по форме задвигали что-то достаточно близкое к рок-формату. Даже если по смыслу песни и были совершенно попсовыми. Ещё одна деталь. За редким исключением питерцы родной язык предпочитали английскому.

 А в целом, музыка питерских улиц – живёт своей жизнью, пульсирует, развивается по каким-то своим, понятным только ей законам, находит своего слушателя, делает городское пространство более наполненным. Каждый раз убеждаюсь, у каждого города – совершенно своё, особенное звучание.

Алексей «Алекс» Орлин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.