«АКУСТИКА-19». Смыслы, фишки, надежды

(подробности большого события)

Не по плану

В этом году «акустическая» история с самого начала шла не так, как хотелось. В силу занятости и постоянных разъездов ключевых организаторов, даже организация встреч для принятия принципиальных решений постоянно откладывалась. При таком раскладе трудно замотивировать себя на совершение каких-то действий. А уже когда пришлось перенести «АКУСТИКУ» с апреля на май и пошла информация о том, что целый ряд потенциальных участников уже ангажирован на это время, то внутри начала возникать мыслишка, а не бросить ли всё и тихонько передвинуть на…год. Останавливало три момента: устойчивое нежелание делать паузы в процессе (потом его безумно трудно перезапускать), ответственность за слова  а «АКУСТИКА» уже была заявлена, но главное, позиция самих музыкантов, которые начали тормошить, напоминать, делиться эпизодами прошлых фестивалей. В общем, всё взесив, наш маленький организационный штаб принял решение – «АКУСТИКУ» провести. Невзирая на и вопреки всему.

 Самое удивительное – мы не прогадали. Прямого ответа, за счёт чего всё в конечном итоге сложилось (программа получилась на редкость гармоничной, зритель пришёл, открытия случились), нет. Возможно, какую-то роль сыграла сама история с переносом, добавив некоторой интриги. Очень может быть, что попали в удачное «окно» между последними звонками и выпускными. Но, мне представляется – главную роль сыграла поддержка музыкантов, постаравшихся развить активность по привлечению своих поклонников на «АКУСТИКУ». И это хороший признак. Фестиваль будет жить только тогда, когда его организуем вместе. Простая мысль. Однако потребовалось достаточно времени для того, чтобы она начала материализовываться.

Соответствуя уровню

 Уверен, о том, что «Резонанс» — давно уже имеет «знак качества», никому в Тольятти рассказывать не надо. Здесь всегда были исполнители достойного уровня. Ровно из таких состоит и нынешний состав. При этом есть сильные сомнения в том, что компания регулярно собирается и репетирует. Просто в силу того, что каждый из ансамбля (Иванов, Лысяков, Клюковский, Караблин) задействован в других проектах. Но это ничего не меняет. Пара встреч позволяет освежить взаимодействие и отыграть на ура. С настроением, ритмически безупречно, по-музыканстки вкусно.Появление в компании самого известно португальца в Тольятти Эдуардо Мартинеса, добавило в программу «Резонанса» этакий элемент фестивальности. В целом, «Резонанс» выступил в роли своеобразного камертона, создав настроение. Это всегда важно при «запуске» любой программы.

 Удивительным образом удается не просто быть, но быть успешной на тольяттинской, достаточно консервативной в пристрастиях площадке, «Эмпатии». При этом, играя неоклассику, активно действовать в окружении рок-н-ролльной братии и признаваться ею. Главная загадка в этой истории – сложна и проста одновременно. В «Эмпатии» есть человек, который способен придумывать и добиваться воплощения придуманного – композитор Олег Щербаков. Умение его находить ходы и краски даже при минимуме исполнителей (например, в дуэте), гораздо более ярко проявляется при большем наборе исполнителей. В нынешних условиях, с учётом возвращения классной виолончелистки Даши Кругловой (Кудряшовой) и обретения опыта Настей Усатюк, выдвинувшейся после ухода Лены Сычуговой на роль первой скрипки, Олег на данном этапе сумел «собрать конструкцию» позволяющую реализовывать задуманное. Его идеи, работоспособность, появление нового качественного материала, требования к музыкантам, проявились и на «АКУСТИКЕ». Очень достойный выход.

Добавил настроения и Олег Татьянин. Его прогресс как исполнителя очевиден. Во владении гитарой он продвинулся очень серьёзно. Быть иначе, скорее всего, просто не могло. Если всерьёз взаимодействовать с джазовыми музыкантами, то, в первую очередь нужно, чтобы в тебе увидели равного. Олег этого добился. Свинговая подача, которая в данный момент ему более всего интересна, самым прямым образом сказалась на аранжировках. К примеру, «Дизайнера», знакомого многим уже столько лет, в его нынешней «реинкарнации» я даже не сразу и опознал. К традиционным татьянинским «прихватам» (способности мыслить образно и образы создавать, энергии, мелодичности) добавились джазовые нотки. Очень в тему оказалось привлечение к акустическому выходу пианиста Сергея Умылина. Как рассказывал Олег, он вписался сразу, въехав в тему с первой репы. Вся троица (а кроме Умылина, компанию Татьянину составил, игравший на кахоне Алексей Караблин), вышедшая на сцену под именем «Татьянин День», смотрелась весьма органично. Не знаю, будут ли они продолжать сотрудничество, но у них явно получалось взаимодействовать.

 Когда в одной программе рядом с новичками играют музыканты такого уровня – это хороший ход. Во всех смыслах. От обращения с инструментами до манеры звукоизвлечения. И это – одна из идей фестиваля. Расти можно только рядом с сильными.

Открытия

 Чтобы дело не загнулось, обязательно в какой-то момент требуется приток «свежей крови». И нынешняя «АКУСТИКА» продолжила развивать тенденцию. Три новых, интересных исполнителя в программе «АКУСТИКИ-19» вносили элемент интриги в предстоящий расклад.

Номером один для меня лично стала Дейзи (Лидия Преображенская). Но сначала немного истории. В процессе подготовки мне приходится взаимодействовать с каждым из музыкантов. Убеждать соблюдать правила, обсуждать предлагаемые вещи, отвечать на многочисленные вопросы. С Дейзи взаимодействие было предельно коротким. Она написала о желании сыграть и бросила ссылку на свои песни. Я послушал и сразу понял – на фестивале Дейзи непременно должна быть. О чём ей и сообщил. Более никаких разговоров. Из опыта – чаще всего при таком варианте поведения люди просто не появляются в назначенное время. И был приятно удивлён, когда за полчаса до начала обнаружил за кулисами маленькую девочку с гитарой за плечами. Спокойную. Выяснившую две вещи: обязательно ли ей пробовать звук на сцене, и может ли она съездить переодеться, поскольку одежда нынешняя скользит. И всё. Следующая «встреча» произошла на сцене. Причём, путь из зала  в обход привёл к тому, что она не успела к моменту объявления своего выхода. И появилась, когда уже начали «занимать позиции» парни из  «Татьянина Дня», разумеется, уступившие место девушке. Лида спокойно встала к микрофону и начала свою короткую программу. Начала так, что очень скоро к ней подключился весь зал. Более того, именно зрители, начав выделить  своими хлопками доли, сделали из «Клуба неудачников» настоящий хит. Простые в общем песни, наполненные переживаниями девочки-подростка, оказались потрясающе искренними. Слушая, начинаешь сопереживать героине.

 Не знаю, как дальше сложится музыкальная карьера Дейзи, но её выступление на «АКУСТИКЕ-19» стало одним из самых запоминающихся.

  Не прозвучала, так как могла группа, ставшая для меня ещё одним открытием «АКУСТИКИ». Группа «QUOKKA», с учётом возраста (ей всего год от роду) явно находится в поиске своего звучания. Действуя на полянке поп-реггей (уже, согласитесь, не совсем характерно для Тольятти) музыкантам ещё предстоит научиться таким образом аранжировывать материал, чтобы достоинства их лидера, автора материала и вокалистки Ирины Герасимовой становились более заметными. Пока, во всяком случае, так это выглядело на «АКУСТИКЕ» группа не смотрелась единым целым. Но это ни в коем случае не отменяет её потенциала. Нечасто в городе появляется умный яркий, нестандартный автор, каким Ирина, без сомнения, является. А коли это есть, то и остальное непременно должно сложиться.

 Впервые выступила на «АКУСТИКЕ» и группа «ДАРИ», основу которой составляет дуэт интересной вокалистки Дарии Волковой и виртуозного басиста Антона Волкова. Нужно быть очень уверенными в себе людьми, чтобы при таком минимализме заинтересовывать публику. «ДАРИ» рискнули и сумели ярко о себе заявить. Антон, старающийся задействовать свой бас в режиме маленького оркестра и Дария, создающая самобытные, наполненные воздухом и солнцем тексты, вместе плетут сложный «узор», состоящий из массы «орнаментов» — деталей. Это цепляет, завораживает, заставляет внимательно вслушиваться.  Надеюсь, у музыкантов хватит терпения, чтобы продолжать развивать проект. Он, на мой взгляд, перспективен. Стоит добавить, что на «АКУСТИКЕ» «ДАРИ» помогал на перкуссии Андрей Шонц. 

В поиске своей истории

 Луиза Шустова ставшая открытием прошлой «АКУСТИКИ», времени даром не теряла. Постепенно начала формироваться программа, подбираются музыканты. Создав группу «ЛУИЗА», сама вокалистка и автор на сцену «АКУСТИКИ-19» вышла уже без гитары, что позволило ей сосредоточиться исключительно на вокале. С голосом у Луизы всё в порядке, не случайно эксперты отметили её за интересный вокал. Всё в порядке и с харизмой и с желанием двигаться, развиваться. И прогресс её очевиден. При этом было бы скоропалительным сказать, будто группа «ЛУИЗА» состоялась. Скорее пока мы увидели лишь эскиз, наброски проекта. Нельзя со всей уверенностью утверждать, в каком именно направлении он будет развиваться. И это момент интересный. Ведь если Луиза найдёт своих по духу и мироощущениям людей, то они (сто процентов!) смогут изрядно «пошуметь».

 В движении находится и группа «B&W». Ошибаясь, экспериментируя, лидер команды Игорь Доронькин стремиться найти максимально устраивающее его звучание материала. Это важно, поскольку основа «Чёрно-Белого» — тексты Игоря. В них всегда есть нерв и драйв. Как во «Флаге»: «Поднимай свой флаг, сохрани свою крепость, построй свой храм и друг, и враг». Стилистика Доронькина – прямой отсыл к традициям российского рока. В них, как это и было всегда, хватает некоторой плакатности, но тут уж ничего не поделаешь. Таковы законы жанра.

Смазанная премьера и блюзовое настроение

 «А-РАЙ» — постоянно в гонке. И эта гонка порой мешает группе быть убедительной при подаче материала, требующего более обстоятельного, несуетливого подхода. Случилась в прошлом году пауза и «А-РАЙ» отзвучал на «АКУСТИКЕ» достойно. А нынче – с концерта на концерт. Заскочили, опоздав к началу, хотя и просили поставить первыми, быстро отыграли и улетели дальше. Спешка помешала, с моей точки зрения, как следует показать премьерную «Нейтральную полосу». Песня бы явно прозвучала иначе. А может быть, вообще была бы отыграна и совсем другая программа. Просто нужно время отрепетировать, а его нет. При этом Саша Куликов (лидер «А-РАЯ») – один из тех, кто всегда «АКУСТИКУ» поддерживал и поддерживает. 

 «Чеширский Дом» — совершенно отдельная ниша на городской площадке. Переживая разные периоды, то становясь супер активными, то беря длинные паузы, «чеширы», постепенно взрослея, научились находить какие-то компромиссы в отношениях друг с другом. Иначе бы просто не играли столько времени в практически неизменном составе. В какой-то момент, откровенно говоря, складывалось впечатление, что они постепенно «затухают», но нет, выровнялись, появились новые песни, сохранилась публика, которая уже много лет выделяет группу для себя и всегда приходит попеть с музыкантами рок-н-роллы и блюзы. То есть «Чеширский Дом» вполне соответствует запросам части аудитории. Наличие в группе двух совершенно разноплановых вокалистов (оба ещё и пишут песни – А.) прилично расширяет возможности банды. А ещё позволяет делать небольшие сценки, призванные создать некую драматургию на концертах.

На «АКУСТИКЕ» «ЧД» прозвучал интересно. Это касается и «Белой птицы» за авторством Рокера, чем-то напомнившей опыты раннего «АукцЫона», и двух песен написанных и спетых Андреем Королёвым. Он, кстати, убедительно выглядит как с гитарой, так и с харпом. То есть козырей у «ЧД» более чем. Как ими распоряжаться правильно – только их выбор.

По законам драматургии или как найти ведущего в зале

 Ведение «АКУСТИКИ» — штука вовсе не такая простая, какой может показаться несведущему человеку. Дескать, чего же сложного, выходи да представляй участников. Тем более, какой-то необходимой информацией всегда снабжаем. Вели фестиваль в разные годы разные люди, но, пожалуй, такого разгула как нынче не было никогда. А началось с того, что заявленный ведущим Сергей Гурьянов обратился к залу, спрашивая, нет ли среди публики тех, кто ведёт различные события. И совершенно «случайно» обнаружил среди зрителей своего друга Костю Переладова, не отказавшегося выступить в роли партнёра. И понеслось. Банальных представлений с этой минут просто не было. Тут, как и в любом экспромте, важно было не лишкануть, ненароком кого-то не задеть. Были маленькие перехлёсты, но парни реагировали на просьбы-подсказки моментально, умело подстраиваясь под требования организаторов. А в целом, конферанс взбудоражил зал. Заставив смеяться даже тех, кто сидел с хмурыми лицами поначалу. То есть задача не просто по помощи зрителю, но и по создание атмосферы в зале была выполнена. Дуэт Гурьянов-Переладов явно запомнится, став одной из фишек «АКУСТИКИ-19».

Камбэки: достойные и странные

Владимир VOS`S Морозов на фестивальную сцену не поднимался очень давно. Во всяком случае, на «АКУСТИКЕ» после её возобновления в 2012 году, он не играл. Да и кроме этого, достаточно долго  публично вообще не показывал себя. И нынешнее возвращение экс-лидера группы «ВОВ`C» получилось, если хотите, взрослым. На сцену вышел человек, уверенный в себе, понимающий значение звучащего слова, имеющий принципы и чётко обозначающий то, что он принимает, а с чем мириться не собирается. По мне так с подобным репертуаром (а на «АКУСТИКЕ» были представлены три совершенно новые вещи) Морозов вполне может заявляться любой из летних фестов соответствующего формата. Он явно вышел на какой-то другой уровень осмысления, стал внутренне более спокойным. А это всегда сказывается на материале.

 Павел Матвеев – один из самых ярких лириков в рок-н-ролльной диаспоре Тольятти. Экс-лидер «Допинг-контроля» давно отошёл от дел, песни новые пишет редко, музыкой не занимается. Играет иногда для себя и для друзей. Очень жаль, потому как у Паши песни – настоящие. Они родились в минуты, когда переживания рвались наружу, и их просто необходимо было выплеснуть. И даже сейчас, находясь не в лучшей форме, Матвеев сумел произвести впечатление на зал. Один из друзей рассказал, что мурашки бежали по коже во время Пашиного выхода. Всё так. Да не совсем.

 Дело в том, что на «АКУСТИКУ-19» в последний момент (я не смог отказать – А.) заявился дуэт Матвеев-Малышев. Женя Малышев (экс-«Город») – ещё один талантливый автор. С Матвеев они дружат много лет, до сих пор не придя к единому мнению, кто у кого чего заимствовал (это я о степени взаимного влияния). Так вот Малышев, по всей вероятности, выходить бы и не решился, но спровоцированный, находящимся в «горячем» состоянии «Фантой» (Михаил Лебедев – известный в городе басист), и, уже было направившись в зал, Женя передумал, забрался на сцену, попытавшись устроить этакое подобие посиделок с друзьями. От всей этой истории «пахнуло» пьяно-разгульными девяностыми. Но время ушло. И это не тот камбэк, который бы хотелось видеть в данном случае.

То, что внутри

 Прошлогодняя «АКУСТИКА» всерьёз поставила вопрос о дальнейшей судьбе фестиваля.  До такой степени, что уже нынче, когда процесс только запускался, даже часть из членов команды до конца не верила, что вырулим. Но мы справились. В первую очередь потому, что  тех, кто включился, стало больше.   Очень рад, и об этом говорили новички со сцены, что им удалось пообщаться, с кем-то познакомиться. Это один из важных моментов. Да, кто-то уехал на работу, кого-то ждали другие площадки, но многие музыканты остались, чтобы поддержать тех, кого отметили. Такое было не всегда. А без соучастия фест превращается в обычный концерт.

 Рад, что пришли зрители. Да, пока ещё не аншлаг, но всё-таки движение!

Порадовало появление новых  имён. Это тоже одна из «деталек» полотна под названием «АКУСТИКА».

 Всё это вкупе позволяет надеяться на то, что «АКУСТИКА-20» состоится.

Алексей «Алекс» Орлин  

Фото: автора и Юлии Старковой

Официальная хроника:

Дипломами лауреатов «АКУСТИКИ-19» отмечены:

Дейзи (Лидия Преображенская) – «За хитовый дебют»

Олег Щербаков («ЭМПАТИЯ») – «За композиторское мастерство»

«Чеширский Дом» — «За блюзовое настроение»

Олег Татьянин («Татьянин День») – «За островок душевного свинга»

Владимир VOV`S Морозов – «За глубокие тексты»

Луиза Шустова («ЛУИЗА») – «За интересный вокал»

«Резонанс» — «За позитивную тональность фестиваля»

Отдельное спасибо:

 Детской музыкальной школе №4 и лично Борису Цирульникову – за  место, где «АКУСТИКЕ» рады

Алексею Лукьянову и компании «Диапазон» — за предоставленный аппарат

Евгению Коренченко («APLtlt-Studio-Records») и Александру Никифорову («Nikiforov Records») – за

техническое обеспечение

Олегу Татьянину – за дизайн «АКУСТИКИ»

Радио «АВГУСТ» — за информационную поддержку.

P.S. Спасибо всем, кто с нами был!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.