Пара джазовых вечеров

(небольшая пьеса на тему)

Пролог

 Если бы не было джаза, его непременно стоило выдумать. Хотя бы потому, что мало найдётся на свете вещей, столь активно сдвинутых в сторону непосредственно импровизации, и столь выпукло, непосредственно, ярко и безудержно брызжущих жизнью. Пережив массу разных периодов (что, впрочем, относится практически ко всем жанрам), джаз жив, музыканты, отдающие ему предпочтение, собирают залы и клубы, и идёт постоянная подпитка этой среды новыми кадрами, способными (по определению) слышать и понимать музыку гораздо тоньше, нежели им зачастую сегодня предлагается.

Приезд джазового трио «JEO», ведомого Ярославом Сапожинским, в Тольятти – отличное подтверждение и живучести джаза, и того, как его могут воспринимать в провинции, и разнообразия форм, в которые он может упаковываться в зависимости от аудитории.

Действие первое. Бар «UNION».

 Если бояться навлечь на себя гнев адептов классического джаза, то нужно сидеть тихо. Играть исключительно свинг и диксиленд, не нарушая устоявшихся канонов. Но сегодня, в век, когда мир вокруг меняется так стремительно, что практически ни одна классическая история (в любой сфере) не обошлась без порой кардинальных изменений, и подход к джазу – изменился. Лидер и создатель «JEO» Ярослав Сапожинский это понял достаточно давно. Уже на первых наших джемах в «ШТАНАХ» был осуществлён отход от канонов, и в ход пошла «большая линейка», включающая множество видов и подвидов: от свинга до фанка. Поэтому идея прокатиться по клубам с программой, в которой поп-хиты, в большей части российские, будут сыграны в джазовой манере, не удивила совершенно. Хотя, безусловно, было весьма любопытно воочию увидеть и услышать, какой ассортимент «JEO» сумет предложить, как справится с теми задачами, что сами музыканты перед собой поставили.

 Для музыкальной площадки города приезд Ярослава и компании стал событием. До такой степени, что многие жаждущие просто не смогли попасть в уютный бар, расположенный в комплексе ДКИТ, со стороны Ленинского проспекта. И такая «ажиотация» сыграла в чём-то против  музыкантов. Поясню почему. Когда ты заходишь в зал и понимаешь, что 90% присутствующих так или иначе знакомы, а большинство ещё и давно не виделись, то сразу понимаешь, спокойно слушать выступление будет трудно. Так оно и вышло. Радость от общения, тепло идущее со сцены, наполнили пространство бесконечной вереницей разговоров, размыв, отодвинув где-то на второй план то, ради чего , собственно, вроде бы все здесь и собрались.

 Нет, конечно, невозможно было не оценить уровень звукоизвлечения басиста Никиты Алёшина и артистизм и деликатный подход к исполняемым пьесам барабанщика Ильи Липатова. Было видно, сколь продумано подошёл к гармоническому сплетению совершенно разных, казалось бы, мелодий Ярослав. Более того, в «UNION» (и это точно — не рояль в кустах!) обнаружилась парочка дуэтов, вполне себе профессионально показавших, как можно танцевать под джаз. И зал немножко попел вместе с «JEO» (формат, как мы помним, предусматривал активное включение публики). И тем не менее  (говорю о личных впечатлениях), я не смог сложить воедино картинку, не осталось внутри цельного впечатления. Как выяснилось позже, Ярослав тоже это почувствовал.  «Представляешь, вчера в Екатеринбурге, зал пел, бисировал, жил с нами. А тут так не получилось», — сетовал он после концерта.  «Наверное, и не могло, в силу того, что в массе собралась джемовая публика, для которой твой концерт не только повод послушать тебя, но и возможность увидеть тех, с кем было проведено столько чудесных минут на джемах» — успокаивал его я.

 Словом, послевкусие от вечера осталось чудесным, а вот в полной мере прочувствовать звучащее со сцены не получилось.

Действие второе. «Чердак» у Петровича

 На следующий день «JEO» предстоял концерт на совершенно новой для города площадке. Алексей Лукьянов – руководитель компании «СтройФормат», в своём здании на Комсомольской, согласился-таки с доводами дизайнера и построил зал, в том месте, где действительно планировалось, что будут просто технические помещения. Когда Алексей пригласил на концерт, не скрою, представлялось что-то простенькое – ну каким ещё может быть зал в таком месте?! Действительность далеко превзошла все самые смелые начинания. Светлый, с очень интересной конфигурацией потолка, придающей помещению своеобразный колорит, с отличной сценой, с  классной акустикой и даже гардеробом, вмещающий примерно 150 человек, зал практически идеально приспособлен для проведения концертов. Причём, здесь одинаково классно смогут звучать как акустические, так и электрические составы.

 С учётом того, что было в достатке аппарата, а звуком отрулил (он, кстати, работал и в первый день), получивший в последние годы массу нового опыта и явно перешедший на другой уровень подхода к построению звука Иван Трубников, то можно смело сказать, что зрителям первого концерта на «Чердаке», однозначно повезло. Они увидели цельную (даже без пауз) программу (более, чем на полтора часа звучания) в отличном качестве, с классным звуком и даже светом.

 Да, в первую очередь, Лукьянов делал это для работников своей компании, но помимо всего прочего, пришли ещё и их друзья, и знакомые, и приглашённые музыканты. И, понятно, что здесь была возможность спокойно погрузиться в детали.

 Начну, пожалуй, с конца. Так получилось, что я почитал отзывы работников компании о концерте. Они – в полном восторге. И понятно почему. Сама программа была построена таким образом, чтобы через всем знакомые мелодии – от «Медлячка» Басты до «WWW. Ленинград» «Шнура», обыгранные н все лады, как бы постепенно втянуть публику в мир, где имеет место, скажем такой авторский номер, как «Голкипер», сыгранный современно, мощно, драйвово и без всяких поп-отсылов.

 Тут важно сказать ещё и о том, что концерте работала парочка музыкантов, не принимавших участие в пятничном выходе в «UNION». Илью Липатова сменил за барабанами Александр Второв (за плечами которого участие в таких проектах как, например, «ДиДюЛя»), а ещё в компанию влился давний друг и сподвижник Ярослава , потрясающий саксофонист, джемовый талисман Ильдар Есаков. Ему, кстати, пришлось сложнее всех. Ибо, периодические предложения Ярослава: «А сейчас прозвучит уникальные соло в исполнении Ильдар Маратыча», — заставляли парня буквально с ходу въезжать в незнакомую тему. Понятно, что всё это не было отрепетировано. И, тем не менее (допускаю, что я субъективен), это раскрасило концерт, добавило ему огня. Играть Ильдар точно не разучился. Что касается Второва, то он не просто очень быстро стал любимчиков публики в зале, сыграв несколько «душераздирающих» сольных выходов, но ещё и замутил настоящее шоу. В какой-то момент Саша отправился в зал, приглашая на площадку перед сценой дам и вручая им мелкие перкуссионные предметы, а сам, оседлав конги, заставил весь зал аплодировать его зажигательному ритму, а девушек самозабвенно танцевать.

— Я просто подумал, ну почему бы и нет?! Хотелось как-то повеселить девчонок, — смеялся он после концерта. Вроде получилось?

 Получилось. Как в целом получилось сыграть, видимо ровно то, что возможно было сыграть. Хотя уже слышал мнение (от продвинутых), что хотелось бы услышать больше именно авторских композиций. Они, кстати, весьма возможно, тоже бы вполне «зашли», поскольку публика приняла Ярослава с первой пьесы и готова была идти за ним куда угодно.

Эпилог

 На мой взгляд, подобная программа вполне имеет место быть. Две совершенно разных аудитории (говорю о том, что видел сам) показали, что «первый блин» вовсе не вышел комом. Тем, кто хотел бы видеть «JEO» в полном составе с авторским материалом Сапожинского стоит подумать на эту тему. Во всех смыслах. И тогда, вполне возможно, мы будем говорить о нюансах звучания отдельных пьес. Пока же  — внутри радостно от встречи с друзьями и от джаза (пусть в таком формате), которого, как выяснилось, так  не хватает в городе.

Алексей «Алекс» Орлин     

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.