Не совпадая, признавать

(очень личные впечатления от концерта «Мельницы» в Тольятти)

Пойти нельзя отказаться

Есть в жизни такие вещи, когда ты не имеешь возможности отказать. Совсем. Никак. Это в полной мере относится к концерту «Мельницы», прошедшему в минувшую субботу в Тольятти. Узнал я о нём задолго до появления афиш и вообще какой-либо информации, и понятно почему. Басист группы, давний друг Лёша Кожанов предупредил, чтобы ничего на 27 апреля не планировал, ибо… Тут кое-что необходимо прояснить. Я был на первом концерте «Мельницы» в Тольятти, случившемся (как выяснилось!) 13 лет назад. Запомнился из него, пожалуй, один момент. Хелависа (Наталья О`Шей – лидер группы), выйдя на сцену в «Чикаге» (был у нас такой клуб, рядом со «Строителем») попросила воздержаться от курения, поскольку трудно петь. И, как это часто происходило в ту пору в подобных заведениях (ещё не было запрета на курение), далеко не все прислушались к её совету. Дым стоял коромыслом. Чего-то музыкального, яркого, сильно запомнившегося, внутри не осталось. Помню лишь, что вечер был тёплый, мы сидели в отличной компании, в которой была мама Лёши Алевтина Витальевна, пили пиво и наслаждались жизнью. С тех самых пор «Мельница» вошла в круг групп, за чьим продвижением наблюдал. Не слишком пристально, не на фанатском уровне, и даже не на уровне скрытого поклонника, но, безусловно, с интересом. Тем более что в каждый приезд мы с Кожановым говорили о том, что происходит в команде, над чем сейчас работают, как движется запись альбомов, как меняются подходы к аранжировкам и т.д. Иначе и быть не могло. Когда человек глубоко в теме, он обязательно возвращается к тому, что его волнует. Естественно, в свои заезды в родовое гнездо Лёшка привозил и альбомы. То есть, всё, что издавалось «Мельницей» в последние годы, было прослушано. А вот с концертами как-то не складывалось. К тому же, как правило, приезжали Хелависа и компания в основном в Самару, а это всё-таки немножко другая логистика. На сей раз, понимал, «отвертеться» не удастся, да и интерес к нынешней «Мельнице» подогревался отдельными треками, появившимися в последние годы, которые откровенно порадовали. И, конечно, любопытно было посмотреть на полноформатный, туровый концерт, с участием друга.

Разница в восприятии

Угнездившись под потолком, наша большая компания потирала руки в предвкушении. Аппарат на сцене смотрелся весьма внушительно. Было видно, что звука и света должно «хватить», чтобы «освоить» пространство ДК «Тольятти». После обычной в таких случаях предстартовой паузы (всё в рамках приличий – минут 10-15) свет в зале гаснет и начинает звучать музыка. Странным образом не живая, просто электронный фрагмент. Призванный, насколько можно понять, настраивать на восприятие. С точки зрения построения концерта, ход вовсе не очевидный. По мне так, было бы логичней сделать то же самое кому-то из самих музыкантов. Тем паче, что в группе народ собран весьма и весьма мастеровитый. Впрочем, фрагмент был небольшим. Вот уже музыканты на сцене. Время делать шоу.

 Готовя тур, подобный нынешнему, музыканты стараются  строить программу таким образом, чтобы представить вещи из разных периодов. Чтобы и  поклонников порадовать и самим, возможно, что-то от себя отпустить и двигаться дальше. Об этом говорила и сама Наташа по ходу первой части концерта.

 Тут стоит сказать, что «Мельница» вполне может считаться группой культовой. Без всякой натяжки. Мало того, что у неё отзывчивые и преданные поклонники, приезжающие на концерты из других городов, создавшие массу сайтов, посвящённых любимой группе, отслеживающие каждую новость, отлично знающие все тексты, так они и на концертах это проявляют в полной мере – поют вместе с Хелависой. Делают это с огромным воодушевлением. А ещё раскупают разнообразный мерч: к столикам к ним в фойе было не протолкнуться. Уверен, погружаться в атмосферу такой безграничной любви безумно приятно каждому музыканту. Это даёт силы и энергию. С теми, кто просто пришёл посмотреть на действо, не погруженным в фанатскую стихию сложнее. Тут уже начинаешь обращать внимание на составные части действа, подмечаешь какие-то нюансы.

 Зал не надо было готовить, он был готов включиться с первых аккордов. Тем более что в дело пошли довольно бодрые вещи. И это меня, скажем, откровенно порадовало. Часть песен выглядела настоящими «боевиками» – ритмичными, упруго сделанными, вполне симпатичными, я бы сказал современными. Подчёркиваю это потому ещё, что такой подход к подаче появился у «Мельницы» именно в последние годы, постепенно вытесняя старое, как выразилась сама О`Шей, олдскульное звучание. Оно, конечно, будет представлено в программе, только это произойдёт позднее. Пока же, сидя под самым потолком ДК, я всеми силами пытался услышать текст. Понимал, что песни знакомые, что я их точно слышал (и ведь это правда!), но как только электрический вариант включался в «полный рост», о смыслах можно было только догадываться. Причин, и это мы обсуждали с профессиональными людьми, скорее всего две. Первая – микрофоны, спущенные с потолка, были расположены так, что «снимали» звук барабанного железа и отправляли его нам «прямо в лоб». Вторая – в аранжировках, особенно, когда Хелависа уходит наверх, слишком близко к ней расположены флейта и гитара. Происходит слияние и наложение. Допускаю, что электричество ещё не стало для «Мельницы» органикой, не вошло в кровь. В подтверждение – всё кардинально изменилось на акустическом блоке, когда барабанщик Дима Фролов сменил установку на кахон, а гитарист Сергей Вишняков взял в руки акустическую гитару. Звук сразу стал прозрачным, стало слышно дыхание и каждое слово. Появилась возможность (а в российском варианте рок-н-ролла это имеет ключевое значение) следить за смыслами, заложенными автором.

 Справедливости ради следует признать, что вторая половина концерта выглядела более цельной. Понемногу выровнялся звук (говорю исключительно о том, что было слышно у нас, на верхотуре), Хелависа, зарядившись энергией от зала, сама добавила жизни в звучание собственного голоса. От этого общая картина происходящего стала более живой и цельной. Тем более, что уже были отыграны «гвоздевые» (по задумке) номера, призванные вносить в программу элементы шоу.

Игры с залом

 Признаюсь, я в полследнее время не слишком люблю эту обязательную программу практически любого концерта. Когда вокалист уходит, а инструменталисты заполняют паузу, показывая степень своего мастерства. Не часто это удаётся сделать интересно. Барабанщику «Мельницы» Дмитрию Фролову – это удалось. Он обыграл в своём выходе всё: пил воду, продолжая отбивать ритм, «рулил» публикой, заставляя её выкрикивать и бить в ладоши в определённых местах, он играл вслепую, накинув на лицо полотенце, он, выскочив из-за установки, совершил «барабанную проходку» по полу до микрофона, и эффектно закончил свой номер, обстучав стойку сверху до низу. Доведя публику до того состояния восторга, когда любой жест вызывал гром оваций. В какой-то момент он мог делать что угодно: зал бы и пел с ним, и кричал, и читал стихи. Большой молодец! Да, даже копну волос, спрятанную поначалу, умудрился рассыпать по плечам эффектно. Единственное, что мне показалось, 15 минут для такого «забоя» это многовато. Тем более что в первой части своего соло, Дима очень быстро убедил в своём умении пройтись по всей установке и отбить любой ритм. Возможно, не стоило повторять это в таком количестве. Хронометраж здесь имеет значение. Впрочем, как и всё остальное, это дело вкуса. А вот, последовавший встык сольный номер флейтиста Дмитрия Каргина, с моей точки зрения, постановочная ошибка. Сам по себе – номер отличный. Совершенно не смущала и подложка, с которой Дмитрий играл (подложек в концерте вообще, как отметил мой товарищ звукорежиссёр, было достаточно много), просто после того, как зал раскачали до штормового состояния, номер Каргина выглядел чрезмерно спокойным, чтобы его воспринять. Очень жаль, поскольку играет Дмитрий отлично: технично и выразительно.

 Вообще группа выглядит цельно. Безупречен в своих проявлениях гитарист Сергей Вишняков, точен, отвечающий за духовые Дмитрий Каргин, эффективен и ритмичен барабанщик Дмитрий Фролов. Кожанов, и это мы все знаем, уже давно – зрелый, состявшийся мастер. Хелависа – построила проект, который нужен тысячам людей. Профессиональный. Крепкий.

А если вдруг ещё…

 При этом я не испытал на концерте восторга, не получил адреналина, не проникся энергетикой. Уверяю, слушал внимательно, старался не отвлекаться. Скорее, посмотрев концерт «Мельницы», лишний раз утвердился во мнении, что мы идём параллельными дорогами. При давней, большой любви к фэнтези, я понимаю образы, создаваемые Хелависой, но не могу уложить в себя, принять систему подхода к их формированию, саму стилистику. Как ни пытался. В каких-то отдельных вещах происходит «взаимодействие», но не более того.

 О времени, проведённом вместе с «Мельницей», не жалею. Но вряд ли пойду на следующий концерт.  Хотя… все мы меняемся. Даже если не хотим этого признавать.

Алексей «Алекс» Орлин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.