«Безбашенное» французское трио

(или пиршество для музыкальных гурманов)

Иногда стоит доверяться друзьям

 Этого концерта не было у меня в планах. Представлялось, что следующее событие, на которое точно собираюсь выбраться в филармонию, случится лишь в середине апреля. Однако, чем хороша жизнь, сюрпризы она преподносить умеет. А ещё, моя давняя подруга Маша, умеет быть зажигательной и убедительной, если берётся что-то продвинуть. Ну и, безусловно, сыграло свою роль в выборе то, что у супругов Востриковых (создателей «Альянс Францез» в Тольятти), давно сделавших общение с Францией  не просто делом, но большой и важной частью своей жизни – отменный вкус. А их взаимодействие с Посольством Франции позволяет привозить к нам в город весьма и весьма любопытные фильмы и отличных музыкантов.

Настроению сопутствовало практически всё: отличная весенняя погода, вовремя подвернувшаяся и гнавшая практически без остановок маршрутка, множество знакомых, с которыми встретился уже в фойе, причём, в том числе, из числа тех, кто не так часто куда-либо выбирается, но тут посчитали неправильным для себя именно этот концерт пропустить. Словом, интрига была задана. Оставалось дождаться начала действа.

Как «берут в плен»

У каждого артиста существуют свои «прихваты» для того, чтобы въехать в концерт. Лидер французского трио, которому предстояло завлечь в свои сети тольяттинцев, Мина Агосси, предпочитает это делать сразу, не тратя попусту времени на взаимные реверансы. Поэтому, выдвигаясь из-за кулис она, потряхивая своими плетёными косичками, уже пела. Без сопровождения, но настолько живо, органично, естественно, я даже в какой-то момент подумал, что она и без микрофона могла бы легко начать заводить публику. Более того пела Мина не просто так, а потихоньку, используя вкрапления из своих познаний в русском языке давала понять, что рада приезду к нам в город, а затем и обыграла голосом и этакое приглашение-выманивание своих музыкантов. Оба они – и более взрослый басист Эрик Жако, и более молодой, длинноволосый ударник Симон Бернье – самые, что ни на есть французистые французы. Это проявляется в манере держаться – раскрепощённой, свободной, абсолютно демократичной, где, к примеру, можно легко взять полотенце и промокнуть от души мокрые волосы прямо на сцене, и в то же самое время – уважительной по отношению к музыке, публике и своему лидеру. Пожалуй, только французы умеют это удивительно гармонично. (Не случайно именно они, скажем, первыми начали допускать вполне естественные звуки в радиоэфире – кашлять, наливать воду, громко смеяться, вскрикивать и т.д.) В общем, взяв инструменты в руки, музыканты трио, подхватили увлекательную игру своей вокалистки, внимательно подстраиваясь под неё.

Смешение стилей от мастеров жанра

 Критики отмечают Мину за то, что она удивительно легко может творить и вытворять, легко двигаясь по достаточно обширной стилистической линейке. Скажем, уже во второй вещи (их можно называть как угодно, только не песнями в чистом виде) Мина сначала «зашла по блюзу», при соответствующей поддержке парочки своих партнёров, затем внутри обнаружился по-настоящему роковый ход, следом зазвучал речитатив. При этом Мина не просто поёт, она скорее находится где-то внутри темы. Наверное, не было ни одного куплета, а правильнее сказать музыкального фрагмента, когда она спела бы что-то ровно, целиком. Нет, в ходу – бесконечные вокализы, сдвижки, ходы то вверх, то вниз, постоянные связочки, и меняющиеся акценты. Видно, как певица получает не просто удовольствие, а наслаждение от материала, как она просто купается в нём. Приплясывая, пританцовывая, постоянно вступая в диалог со своими музыкантами. Всеми доступными способами. И, когда блюзово-роковая тема вдруг сменилась классическим свингом, то это уже совершенно не удивляло. А вот, что удивляло так это возможность такой материал просто даже обозначить составом из барабасов и баса.

 Безусловно, это далеко не первое выступление в таком формате, которое я видел. Другое дело, что большей частью на подобное решаются музыканты, играющие исключительно рок-н-ролл, где гитарист исполняет роль вокалиста и человека-оркестра, а на барабанщике, как правило, плюс ко всему, лежит ответственность за шоу. В нашем случае всё иначе. Играть джаз вдвоём – это не просто сложно, это требует даже не уровня подготовки, а определённого уровня таланта. И парочка Жако-Бернье продемонстрировала его в полном объёме. И понятно, объективно, большая нагрузка лежит на Эрике. Он не просто играл басовые партии, он ещё и мелодию умудрялся отыгрывать. Пожалуй, ничего подобного, я до этого момента не видел. Здесь мало просто манеры и культуры звукоизвлечения, здесь требуется гораздо большее. И это гораздо большее – у Жако есть. Бернье, конечно же, – пара своему старшему товарищу. Понятно, что он не «гарцует» за установкой, он использует каждую грань, входящих в её состав предметов, чтобы уместно прозвучать в той или иной композиции. Самое важное –  трио не только умудряется звучать как полновесный ансамбль, давая и воздуха и объёма, но ещё и гармонически демонстрируя фантастическую совместимость.

 То есть, каждый делает своё. Делает на очень качественном уровне. А ты сидишь, смотришь, и не можешь понять, как такое возможно?! В общем, для меня этот концерт стал не просто знакомством с очень интересной вокалисткой, признанной во всём мире, собравшей массу различных наград, но именно с трио Мины Агосси. Где каждый «кирпичик» на своём месте.

Умение поставить точку

 Концерт сразу анонсировался на час пятнадцать, без антракта. И посмотрев его, отлично понимаю почему. Уровень погружения и самоотдачи, продолжительность и сложносочиненность каждого номера, разнообразная стилистика – всё работает на создание цельного, законченного образа. Такие концерты – точно не стоит «ломать» паузами. Они, как глыба, вырезанная из цельного куска, где и на компоненты достаточно трудно всё разбивать. Но, безусловно, из такой истории нужно уметь эффектно выйти. Мине и компании это в полной мере удалось. Они уже видели по настроению зала – просто так их не отпустят. И прекрасно знали, каким будет бис. Сыграв вещь Джимми Хендрикса. Сделав это с запредельной страстью, с настоящим музыкальным безумством, где барабанщик сыграл сольную проходку, ещё раз удивив, ибо она очень сильно отличалась от стандартного набора, который обычно используется. Бернье не выходил из темы, он, импровизируя, обыгрывал её. Стараясь не столько демонстрировать себя, сколько показывать каким разнообразным может быть и такой номер. Мина не просто вложила в номер душу, но ещё и прошлась по всей вокальной «линейке», демонстрируя возможности своего голосового аппарата. Жако так виртуозно «поливал» на своём басу, что, не видя картинки, можно было подумать, будто играет гитара. И, да, это было классное и самобытное прочтение Хендрикса. «Они этим номером сделали мне вечер» — призналась знакомая, весьма продвинутая девушка. Её можно понять.

 В программке, выпущенной к концерту, говорилось, что после него, зрители наконец-то ощутят весну. И это совсем недалеко от истины.

Алексей «Алекс» Орлин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.