«Карачун» от «Конторы»

«Карачун» от «Конторы»

Придерживаясь доброй традиции выпускать в последнее время – по альбому в год, неугомонная самарская «Контора Кука» в преддверии Нового года порадовала своих поклонников очередным релизом. Любопытно, что сам лидер «Конторы» Владимир «Кук» Елизаров в целом склоняется к тому, что альбом как форма потихоньку отживает. Скорее на данный момент – это возможность концентрированного представления нового материала. Вопрос, безусловно, спорный. Каким образом иначе — лаконично и ёмко передать своему слушателю настроение, с которым создавались те или иные вещи?! Словом, споры о формате – имеют место быть, но, тем не менее, «Карачун», работа над которым шла нынешним летом и осенью, шагнул в жизнь.

В окончательный вариант альбома вошло 7 треков, хотя, насколько помню из летних разговоров с Елизаровым, изначально было отобрано 12 вещей. Материала-то у «конторских» в загашнике накопилось в достатке, да и новый постоянно появляется. Писались и сводили у себя, мастерингом занимался Сергей Косов. Почти все тексты (кроме «Арбалетов» авторства Садовникова) написаны Куком.

Помнится, что лидер «Конторы» признавался, что ему на данном этапе, хочется не просто песен, но чего-то большего. Процесс поисков и экспериментов – удел любого зрелого мастера. Не хочется повторяться, всегда есть желание найти что-то, чего ты ещё не делал. При всём при том, самарцам, (которых, кстати, страшно раздражают , применяемые к ним термины, типа мастодонты, легендарная группа и т.д.) при всём нешаблонном подходе к каждому новому «концепту», удивительным образом удается сохранять, если хотите, настоящий «конторский дух». В чём он? Лобового ответа у меня нет. Но, когда начинаешь вслушиваться в надтреснутый, негромкий, не обладающий какими-то особыми возможностями голос Кука, когда погружаешься в тот калейдоскоп образов, который как-то (удивительное дело!) — органично переплетается и с гитарой, и с массой самых разных звуков, подобранных, отвечающим за шумы, нойз и барабаны Виктором Гуровым, когда слышишь сколь точен при вписывании в общую канву бас Олега Садовникова, происходит что-то, что заставляет тебя идти за «историями».

«Карачун» от «Конторы»Несколько дней, в суете, откладывал обстоятельное знакомство с «Карачуном». Ну, возможно повторюсь, не представляю, как «Контору» можно слушать фоном или на бегу. У музыкантов этого состава столько придумок зашито в аранжировках, что за ними хочется внимательно наблюдать. Как у каждой самодостаточной группы, знающей, что и зачем она делает, есть своё (правильное по определению) понимание того, как всё должно быть, звучать, да и видеоряд почти наверняка в голове складывается определённый. При этом, что тоже естественно, каждый из нас – слушателей складывает свою «картинку» образов. Всегда ли она совпадает с идеей автора? Не уверен. Так в этом и есть кайф! Главное – нет внутренней пустоты. Ты, как слушатель, постоянно вынужден концентрироваться, чтобы не пропустить что-то важное. Словом, каждый из нас слушает собственный альбом «Конторы». Мой — получился весьма и весьма завлекательным.

«За жабры» взяли сразу «Арбалетами», сделанными в духе шаманских распевок в чуме. В сторону «тунгуских приключений» «сдвинула» и сама подача, и использование в начальной части нестандартного для самарцев инструмента — варгана. В общем, «А летом арбалеты» потихонечку надо вводить в собственный речевой запасец…

«Баба Лебеда» была воспринята как этакие индустриальные частушки. Понятно, что «конторцы» просто не могли выйти на обычный распев. Здесь всё выдержано в стиле. Посыл – да, вроде бы, вполне себе народный, поддержанный ещё и «хоровыми» включениями, а вот подача оригинальная. Внутри ещё и «спрятан» очень аккуратные апокалиптические клавиши. И, конечно, смыслы. Их тут есть…

И снова потрясный ход: «В доме Ева-звезда, в саду Баба-Лебеда». Вставляет!

Пугающе-крикливый «Карачун» вдруг по ходу пьесы меняет окрас, когда в нём обнаруживается по-настоящему «ковбойская» губная гармошка Глеба Юшкова. Маленький, вроде, фрагмент, а придаёт

вещи совершенно другой настрой. Вроде и пугают, а уже не так и страшно! Ну, а ещё цепляет очень интересный инструментальный ход, спрятанный в самую сердцевину «гармошки».

Даже не общаясь с Куком никогда бы не поверил, что он каким-то бездумным образом выхватил строчки из советского классика и слегка переиначив их, использовал в качестве ключевой темы в «Умели ждать». Речь о Константине Симонове и его нетленном «Просто ты умела ждать, как никто другой». Выяснилось из разговора с лидером «Конторы» — отсыл сознательный, привлёкший своим позитивным настроем, дающим надежду. По-большому счёту, уместные цитаты из тех, кто вошёл в историю отечественной словесности навсегда, я оцениваю, как момент более чем положительный.

В «Крапивнике» появляется «открытая» на чистом звуке гитара. Сама вещь выглядит, может быть, не совсем обычной для «Конторы», ибо это, по сути, лирика. Причём музыканты даже не пытаются это как-то спрятать и прикрыть. Куда спрячешь, если, как поёт Кук: «Бешеные крылья у любви моей»?!

«Вальс FM» продолжает своеобразный «лирический блок». «Контора» не была бы собой, если бы ограничилась только творческим использованием укелеле и близких к традиционному звучанию клавиш. Мало того, что настроение композиции придаёт «шумовой блок» более всего напоминающий в этом случае – такое надвигающееся, наполненное разными частицами, облако, так ещё и сам вокалист чрезвычайно трепетно подошёл к исполнению, в очередной раз, доказывая – группа может звучать чрезвычайно по-разному, в зависимости от сформулированной задачи.

Завершает альбом глубоко философская «Знать того и не было». Удивительно, но и здесь очень много чистых звуков. Гитара и клавиши дают вполне выраженную мелодию. А вот насколько применимы к собственной истории утверждение (а может вопрос?): «Сам, сам-гора, сам – царь-гора» — каждому из нас придётся сочинять самому. Иначе, зачем было бы петь?!

«Контора» в очередной раз откровенно порадовала. Вот и не в мейнстриме она, и не в топах, зато каждый концерт – событие, которое запоминается, а каждый альбом – открытие для себя чего-то нового. Да, ты можешь, в чём-то не соглашаться с автором, но тебе чертовски любопытно следить за ходом его мысли, наблюдать за процессом, и искать аргументы, отстаивая свою позицию в вашем, пусть и в виртуально образовавшемся диалоге. Надо только самому быть к этому готовым. Всего лишь.

Алексей «Алекс» Орлин

Фото на обложке: Екатерина Елизарова

P.S. Презентовать альбом будут скорее всего — в Питере и в Москве, уже в новом году. Если дело дойдёт до выпуска на лейбле, то он пополнится ещё парочкой треков. Весной у «Конторы» есть желание устроить небольшой тур. А уже в эту пятницу, 9 декабря, группа приглашена в столицу, чтобы сыграть на праздновании 15-летия музыкального издательства «Геометрия».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.