Басист сыграл в ассоциации

(Мысли по поводу первого сольника Алексея Кожанова)

 Основания для…

Кожанов выпустил сольный альбом. И в этом нет ничего удивительного. Будучи человеком абсолютно системным, Лешка всегда старался, чтобы ничего из записанного в разные периоды никуда не пропадало. Справедливо считая, что наступит время и… Так всегда и происходило. Будь иначе, не увидел бы свет ни альбом «Поппера» (важной для Лёшки группы), ни много других записей тольяттинского периода. На сей раз, как шутит сам Кожанов, в дело пошли различные «огрызки» и наброски, коих всегда накапливается в работе над тем или иным материалом. Другое дело, что все их нужно было переосмыслить и каждому найти своё применение. В общем, идея витала в воздухе давно, какие-то «фрагментики» Кожан демонстрировал  достаточно регулярно. Во время январского приезда в Тольятти он открыто намекал, чтобы ждали сюрпризов. И вот – целый альбом, стильно оформленный, с вполне кожановским названием «BASILAI». 10 треков. Десять кусочков жизни. Помноженных не только на воспоминания самого автора, на свои собственные, связанные с Лёшей.

Память и мелодии

Я несколько дней передвигался по городу, слушая по кругу альбом. Стараясь поймать и уложить для себя какие-то важные нюансы. И с каждым прослушиванием всё отчетливей понимал, что вряд ли смогу быть до конца объективным. Впрочем, пожалуй, что это нормально. Каждый из тех, кто с Кожаном знаком,  рисовать будет собственные картины, и вплетать их в канву собственных историй.

Думаю то, что открывает альбом именно «RADIO DROP» не случайность. Радио – особая «статья» в жизни людей из окружения автора, да и его самого. Здесь —  яркая по мелодике тема. Потрясный «Хаммонд» из 70-х. Тщательно подобранные джазовые «пачки», что придает слегка приджазованное звучание. Акцентированные слэповые бас-проходки. Много историй «второго плана» в аранжировке, призванных оттенять главную. Что касается образов, то здесь у меня в голове – вечер, Комсомольский, последний автобус, на который мы Лёху провожаем, огни, летящие мимо.

 «SENBERNAR». Темповый. Всеми способами показывающий – это гон. Остановиться нельзя. И даже,  когда ты вдруг натыкаешься на паузу (кстати, она весьма любопытно придумана), то не думай расслабляться. Украшение – очень красивая скрипочка, меняющая по ходу настроение, как бы призывающая задуматься, остановиться. Очень московская вещь. В этом городе – ты либо попадаешь в ритм, либо не попадаешь никуда. Без вариантов.  Отсюда и личное. Приехал на день, погрузился, пронёсся, и даже позвонить другу не хватило времени.

 «AMBRA». Неспешная. Раздумчивая. Настроенческая. Где-то даже щемящая. Чему снова содействует скрипка. Вещь сразу стала одной из любимых. И у меня с ней связана совершенно определённая история из недавнего. Осенью мы с Лёшкой отправились прогуляться под дождём. И как-то, не сговариваясь, забрели к дому, где прошло его детство. Постояли у подъезда. Посмотрели на окна. Повспоминали истории, связанные с тем временем. Разные. Забавные и не очень. Лёшка, повзрослевший, изменившийся, но по счастью сохранивший в себе что-то от того мальчишки (например, умение радоваться и азарт), ещё и научился как-то очень внятно и душевно говорить о своих переживаниях. И, как мы видим, не только словами.

 «LOLLOBRIJIGA» — построена на тягуче-привязчивом ходе, открывающем композицию. Вся остальная  «гармошка» крутится вокруг него. То есть всё, что помимо, по сути,  этакий «довесок».  «Штука» получилась достаточно кинематографичной. Вполне может стать саундтреком для какой-то короткометражки. А от чего-то личного внутри не задела.

 «MARCO» исполнена совсем на другом звуке. Он здесь чистый, прозрачный. Среди «фишек»  красивый басовый кусочек, где ведущий инструмент автора работает на пару с бонгами, поддерживаемый клавишной основой. Кроме того, здесь отчётливо прослеживается ещё один отсыл к 70-х: конкретно к «крокодильему року» Элтона Джона. Совершенно уверен,  – это не случайность. Уж слишком узнаваемо.

 Для меня – история тоже «прогулочная». Из времён, когда Лёшка ещё только пытался закрепиться в столице. В тот приезд они с Серёгой Прабу водили меня на Патриаршие и в «нехорошую квартиру». И был замечательный солнечный день. И мы провели его вместе, в разговорах и созерцании. Именно об этом для меня «MARCO».

 Странным образом «CELTIC» напомнил мне своим основным ритмических ходом одну из песен Кирилла Комарова. Не думаю, что здесь речь идёт о каком-то заимствовании. Скорее всего, просто уж очень цепляющий «узор», всплывший где-то «на караванных». А так, с помощью удачнно и  вдумчиво подобранных сэмплов и классной жалейки, вполне удалось «нарисовать»  образы танцующих, кажущихся такими неприступными шотландских мужчин, по мере танца, набирающих обороты, начинающих становиться другими. Более открытыми, менее агрессивными. Как и в жизни нормального, старающегося себе задавать вопросы, человека.

«IRREVERSIBLE».Раздумчивая. «Тянучая». Возможно, более других напомнившая о тех периодах, которые случаются в жизни любого музыканта – периодах «безвременья». Когда  ты идёшь по городу, молчишь, иногда кому-то киваешь и с кем-то здороваешься, и «ловишь» это трудное: «Я не знаю, что будет завтра». И хорошо, если в эти минуты, находится кто-то, кто не будет «лечить», а просто посидит и помолчит рядом.

 «SPORTLOTO». Среди главных находок – обворожительно красивая труба (что творит техника!). А чистая труба – это всегда надежда. Мне представляется, что весь смысл крутится именно вокруг не случайного везения, а надежды. Без которой просто не прожить.

 И встык (на моём «монтажном столе») – счастливое лицо Кожана, когда я приехал его проводить на автовокзал как-то летом. Он делился матушкиными пирожками и светился. Потому как ехал к той, которая ждала. А это, как мы знаем, всегда случай. Всегда рулетка.

 «BAGHDAD-ONE-FIRE». Восток. Игра теней. Закутанные в тёмное фигуры, скользящие вдоль стен старого города. Философия, которую никогда не смогу принять. Поступки, которые не смогу объяснить. Мне представляется, что и для автора – это скорее экскурсия, нежели погружение. Поэтому, с одной стороны, всё так колоритно, а с другой, так осторожно.

«SlOW JET». Когда у тебя нет слов, образы можно создавать только мелодией. И называть её можно как угодно. И смыслы, естественно, вкладывать свои. И каждый из тех, кто будет слушать, ориентироваться станет исключительно на собственные эмоции. Уверен, ставя именно эту вещь последней, Кожанов имел ввиду что-то совершенно определённое. Для меня же гармонические построения стали иллюстрацией к нашим странным кофейным посиделкам. Странным, потому как в кафе, расположенном в самом центре города, за час не зашёл ни один человек. И мы могли совершенно спокойно говорить обо всём – от отношений с друзьями, до последнего альбома «Мельницы».

Про замысел и смыслы

Ничего не происходит  просто так. Сольник Кожанова появился именно в ту минуту, когда, видимо, он был нужен ему более всего. Для того, попробовать всё сделать самому (и это вполне удалось), но главное, для того, чтобы доступным для него способом сказать что-то важное. В надежде, что его услышат. Я услышал так.

Алексей «Алекс» Орлин

Рисунок обложки: Александра Чураева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.