Драйвовая эклектика «FэnоMэna»

(разговор «на двоих» об альбоме тольяттинской группы «FM»)

 Этот альбом официально был представлен публике весной. И, казалось бы, несколько месяцев спустя говорить о нём, как о некоем новом продукте, не имеет особого смысла. С другой стороны, каких-то развернутых, да и вообще рецензий на диск, выпущенный на серьёзном лейбле, фирменно исполненный, качественно записанный, нам читать не довелось. Поэтому мы посчитали вполне уместным восполнить пробел. Причём решили сделать это в виде обсуждения «на двоих».

 Надеюсь, что простится нам и некоторая вольность стиля, особенно по отношению к главному фигуранту – лидеру, вокалисту, автору большинства песен «FM» Сергею Шмелёву. Просто нелепо скрывать то, что мы давно и хорошо знакомы.

Алексей Орлин: — Глупо скрывать, что вся история создания этого альбома проходила буквально у нас на глазах. И рабочий материал мы отслушали задолго до выхода официального релиза. Что называется, были в теме и материале. Сегодня, спустя определённое время, как ни странно, эмоций и впечатлений не стало меньше. Почему бы, собственно, ими не обменяться? Предлагаю начать с обложки. С моей точки зрения, особых каких-то смыслов ни в само название, ни в его графическое решение не вкладывалось. Просто «FэnоMэn». Не более.

Александр Кондратьев: — Ну, да. Скорее, тут ты прав. Замечу, что мне уже много лет нравится сочетание красного и чёрного. Получается, вот как в данном случае, стильный минимализм. Если бы в этой цветовой гамме были вкраплены какие-то фотографии, рисунки — с моей точки зрения, получился бы винегрет. В общем, мне идея решения обложки нравится.

А.О.: — Записан альбом в Тольятти. Задействовано было сразу несколько студий. Ключевая работа была сделана на студии «Пятый элемент» у Юры Андрюшина. Ну, и множество разных людей всячески помогало, чтобы этот проект состоялся.

Однако, обратимся непосредственно к материалу. Мы сегодня с тобой сознательно перед началом разговора ещё раз прослушали альбом от начала до конца. И первое, о чём заговорили сразу – по-прежнему цепляет! Хотя отмечу, что это, по моему убеждению, совсем не концепт. Абсолютная эклектика. Был намешан — по усмотрению музыкантов — весь материал, который оказался к тому моменту готов.

А.К.: — Начну с того, что мне непонятно, почему альбом вышел именно на СD. Шмель, будучи человеком продвинутым, грамотным в разных технологических вопросах,  вполне мог бы сделать по-другому. То, что индустрия СD-дисков умирает и умрёт – об этом говорено-переговорено всеми нами. И ясно, что запись и выпуск, пусть ограниченным тиражом, альбома — дело затратное, а вкладывались собственные средства. С одной стороны, понятно, что диски можно использовать в презентационных целях, раздавая директорам клубов, промоутерам, с другой – ничто ведь не мешает уже давно это делать и просто в цифровом варианте. Видимо, Сергей, будучи человеком ещё молодым, но уже не «зелёным», посчитал правильным и логичным иметь ещё и такой вариант – в виде качественно оформленного и достойно изданного диска. Эта, в хорошем смысле, упёртость Шмелёва — как по отношению к работе на сцене, так и по подходу к фиксации и подаче материала — не может не вызывать уважения. Добавлю, что весь альбом лежит у меня в компьютере дома, слушается, включается регулярно. Компакт-дисков у меня практически уже не осталось, все розданы-раздарены, но вот этот – стоит на полочке, прямо перед глазами, рядом с дисками от которых я не избавился и не избавлюсь никогда — «Поппер», «БН», «Би-План», «План Б». Мне их просто приятно периодически подержать в руках.

А.О.: — Приятная компания, ничего не скажешь (общий смех)! На самом деле, я прекрасно понимаю, почему всё было сделано именно так, а не иначе. Напомним, кстати, что это уже второй альбом «FM», изданный на лейбле «Бомба-Питер». И даже с учётом неоспоримости утверждения о видоизменении всей системы распространения музыки в мире, любой музыкант по-прежнему очень даже не прочь иметь в руках продукт, который, кроме того, что радует глаз, позволяет за счёт информации на самом диске и обложке донести массу полезного. Например, упомянуть людей, без которых альбома могло и не быть. И я тут особых предубеждений не испытываю, и с удовольствием досылаю диск в ченджер своего аудио-комплекса, позволяющего всё же получить очень пристойную звуковую картинку.

 Что же касается вообще взаимоотношений с «Бомбой-Питер», то глубоко убеждён — именно это стало точкой отсчёта для построения совершенно новой системы продвижения группы в мир.  До момента знакомства, замечу, поначалу абсолютно виртуального, с Олегом Грабко (шеф компании) и  поездок у парней было гораздо меньше, и контактов не столько, и география была, мягко скажем, несколько уже. Взаимоотношения, связанные с пересылкой материала, переговоры, подписание документов, последовавшее в процессе приглашение на фестивали и презентацию диска в Питер — всё стало звеньями общей цепи.

А.К.: — Ну, если воспринимать выпуск компакта, как возможность продвижения — наверное, это так. Получается, что важен не «кругляш», а всё, что происходит вокруг него. То есть некое движение, которое затягивает потом.

А.О.: — Думаю, что важен и сам «кругляш». Вот лежит он перед нами, его можно покрутить, как следует рассмотреть и прочитать всё, что хотели до нас донести авторы.

 А.К.: — Его самоценность я уже отметил.

А.О.: — Продолжая движение по альбому, ещё раз отмечу – он абсолютно эклектичен. Смешали всё, что можно смешать : от чисто рок-н-ролльных стандартов и квадратов в «Лето, прощай», до реггей и блюза. Есть что-то, зацепившее тебя больше всего?

А.К.: — Не понравились всего одна или две песни. И не потому, что они плохо сделаны. Мне представляется, Шмель просто не делает, не выдаёт плохого продукта, включая и живые выступления. В том числе, за счёт техничности, «слётанности», наигранности музыкантов. Очень понравилась «Когда на улице дождь». Такая мелодичная, бодрая вещь, способная, по-моему, поднять любой зал – от небольшого кафе до тысячника. Думаю, условно говоря, в том же знаменитом московском «Б-2» она бы прозвучала и была оценена. Хорошая, качественная поп-песня — при всей, разумеется, условности этого определения. Понравились и блюзовые эксперименты Шмеля… всё время Чижа хочется сказать… (общий смех).

А.О.: — Если брать столь зацепившую тебя вещь «Когда на улице дождь» — действительно получившуюся — то она, тем не менее, ни в коей мере не претендует на оригинальность, здесь явно прослушивается стилистика группы «Рондо», и даже звучат очень близкие по  музыкальной окраске ходы. Ничего плохого в этом не усматриваю. Тут, скорее, можно говорить о неких симпатиях и пристрастиях Шмеля, вполне позитивно относящегося к музыке определённого стиля и времени. Сделана вещь по вполне понятным лекалам. Но энергетика команды, самого Шмелёва, здесь явно присутствует.

А.К.: — Правильно. Иногда не стоит изобретать велосипед, который давно придуман. Вопрос в том, как ты на нём катаешься, какие фигуры можешь выписывать. Относительно «Дождя» хотел бы уточнить, что она, на мой взгляд — самая потенциально хитовая. Хотя не считаю её лучшей на альбоме.

А.О.: —  Спорить про потенциал не буду, у каждого свой взгляд. Для меня безусловный, самый главный хит, вещь, которая входит во все мои плей-листы — «Капитан». Причём, что уж совсем вроде бы удивительно — это песня, в которой нет особой «глубины резкости», каких-то философских или филологических изысков, но всё вместе совпало. Аранжировка и мелодика органично переплелись с текстом. В десяточку!

А.К.: — Понимаю твой выбор. Она и у меня в «работе» постоянно: звучит и в колоночках дома, и в «ушах» на улице. Но мне представляется, что именно в этой песне задумка больше, чем её исполнение. С настроением – совпадение полное, но то, как это было реализовано, напомнило мне какие-то песни Андрея Макаревича. Когда за некоей философской стеной, за тем, что хотел сказать автор, возникает ощущение: «Ты же можешь гораздо сильнее, лучше». Потенциально в «Капитане» больше заложено. А по факту образы — безусловно, потенциально сильные — размыты.

А.О.: — Тебе вообще не кажется, что при всей энергичности, драйвовости альбома,  в текстах (а поскольку мы говорим о русскоязычном варианте рок-н-ролла – это важно!) не хватает некоей законченности образов, их глубины?  Такой прорисованности, детализации…  В том числе, с точки зрения языка.  «Вкусности» не достаёт.

А.К.: — Мы с тобой не раз об этом говорили. Как генератор идей, настроения, драйва, массы других эмоциональных составляющих, Шмель всё-таки сильнее, чем как автор текстов. С музыкальной точки зрения всё здорово, а вот к словам – есть вопросы, факт. Какие-то строчки порой кажутся вставленными только потому, что надо было попасть в размер и рифму.

А.О.: — Ты сейчас не про «карман – обезьян»?

А.К. — И про это тоже… Впрочем, справедливости ради отметим, что и многие «гранды» подобным грешат.

А.О.: — При этом мне представляется, что от альбома к альбому, от материала к материалу Серёга и в этом смысле начинает подтягиваться. Когда слышишь его новые наработки, нельзя не отметить внутренний рост – как музыканта и человека. Это отражается в текстах. Понимаю, что неконструктивно требовать от любого музыканта достижения философских глубин, способности переосмысления мира вокруг себя на уровне БГ. Это и не нужно, и невозможно. И всё же хочется более серьёзного подхода к языковым вещам, к стилистике. Хочу верить, что в варианте Шмелёва это достижимо.

А.К.: —  Ну и не будем забывать, что превосходство музыки над текстом — старинная рок-н-ролльная традиция. К примеру, безумно вкусные песни «Роллингов», ставшие классикой, изобиловали незамысловатыми строчками вроде «трахни меня быстро, детка…» То есть важны были  отнюдь не слова, а настроение, эмоция, энергия. Чего, собственно, у Серёги с избытком. Да и не сказать, чтобы с текстами всё совсем уж плохо. Скорее, с формулировками – там масса вопросов. То, что как автор Шмелёв растёт — это слышно. Предыдущий диск «FM» — «Для тех, кто не смотрит телевизор» — потенциально, музыкально, текстово, да как угодно, мне представляется более слабым, рыхлым.

А.О.: — Ты упрямо стараешься не называть обсуждаемый материал альбомом!

А.К.: —  Альбомом всё же есть смысл называть песни, объединённые некоей концепцией, а не просто хаотично собранные.

А.О.: — Ну, я-то считаю, что альбомы могут быть разными, отнюдь не только концептуальными.

А.К.: — Тем не менее, у них должен быть какой-то один общий стержень, нечто, на что нанизываются все, как в нашем случае, четырнадцать треков. Здесь я этого не вижу. Это не плохо, просто – фиксация.

А.О.: — Мне весьма привлекательной представляется здесь игра гитариста «FM» Миши Кожевникова, сделавшего целый каскад любопытных партий абсолютно разной направленности. Много по-настоящему стильных, вкусных придумок. Даже в вещах, которые, с моей точки зрения, являются абсолютно проходными. В том же «Треке формата МP-3» есть целый ряд именно гитарных ходов, целенаправленно сделанных, прописанных и, что самое главное, исполненных. Причём выглядит его работа в этом проекте вообще привлекательно — не только в студийном, но и в концертом, что очень важно, варианте.

А.К.: — Считаю, Шмелёву, Кожевникову, Чилею, Пирогову просто повезло друг с другом. Это – удача! Замешанная, безусловно, на большой работе. Все они сильны как музыканты и являются, в отличие от большинства тольяттинских проектов, даже не группой, а именно… командой. Не исключаю, что именно это, помимо прочих составляющих, позволило наладить в последние несколько лет бурную гастрольную деятельность.

А.О.: — Выпуск альбомов на солидном питерском лейбле — тоже показатель их НЕ лени.

А.К.: — Абсолютно! Они своим примером показывают, что многое реально. Даже если живёшь в Тольятти. Кстати, важно, что у парней получается во время тех же концертов быть на сцене настоящими соратниками. Это чрезвычайно важно при любой совместной работе, а в музыке особенно. Они не тянут одело на себя, работают вместе.

А.О.: — Между тем, те же потенциал и слётанность могут и должны быть использованы эффективней. Например, практически в каждой второй вещи просто откровенно не хватало яркого бэк-вокала. Это малопонятно для меня ещё и потому, что басист с гитаристом вполне себе могут петь! Хорошие бэки способны придать новых красок, да просто расширить возможности команды. Но — не поют в студии, не поют на концертах. Либо (попытки я видел) делают это чрезвычайно робко. Изменение подхода здесь бы позволило ещё и чуточку разгрузить Шмеля, которому приходится беспрерывно солировать. Он сам, подчеркну, явно подтянулся и как вокалист. Если раньше часто вылезал за счёт лужёной глотки, то сегодня старается именно петь. Думаю, этому поспособствовала и концертная практика. Голос просто приходится беречь.

А.К.: — Согласен относительно изменившегося подхода Шмеля к подаче, и так же удивлён на предмет бэков. Думаю, лидеру, особенно на каких-то драйвовых вещах, не помешал бы и девичий вокал. По крайней мере, в студии.

А.О.: —  Категорически не согласен с «девочковым» вокалом. Мне представляется, что в этом формате — четверо парней — добавка вокалистки всё же  не будет смотреться органично.

 Если же продолжать разговор именно о музыкальной составляющей, то мне представляется, что в каких-то моментах явно не хватало жёсткой руки саунд-продюсера. В том же совершенно не задевшем никак «Новом дне» явно стоило  иначе решать концовку с уже затухающим приветом из 80-х — «ла-ла-ла-ла…». Определённо, она тут не к месту.

А.К.: — Мне вообще кажется, что она появилась на диске исключительно из-за желания поиграть всё. Смотрит-то Серёга на мир широко, и ему многое интересно. Самим же музыкантам, как мне показалось, достаточно скучно играть в «Дне», не наигрываются они здесь.

А.О.: — Думаю, ещё и потому, что здесь не сложился образ, который можно обыгрывать.  А ведь именно к образу цепляются краски. В том же «Поп-панке», вполне стилистически предсказуемом, есть запоминающийся образ двора, нарисованный буквально парой штрихов. Сразу представляешь малолеток с пивом, кота, лезущего по трубе…

А.К.: — Не мог, разумеется, диск обойтись и без парочки медляков.

А.О.: — Один из которых — «Баллада» — написан по мотивам саги «О Геральде и Цири» Анджея Сапковского. Читавшему легче раскусить сложенную «мозаику» образов.

А.К.: — Понимая их необходимость, всякий раз при прослушивании жду, что вот-вот — и добавится темпа, начнётся нечто другое. То же, что услышал здесь, меня по-настоящему не проняло. Примеров исполнения на российской рок-ниве множество, а вот  хватающих за живое — мало.

А.О.: — Здесь, видимо, стоит продолжать поиск, пытаясь найти что-то, присущее только твоему бэнду. А это достаточно трудно, поскольку лучшие западные образцы в жанре – чрезвычайно высокого уровня. В них любой пассаж, ход доведены до блеска.  Далее вновь придётся вспоминать о «жёсткой руке» продюсера. Ибо заканчивать альбом, с моей точки зрения, тоже следовало вовсе не «Тёплым станом», а по-настоящему «концовочной», оставляющей воздух и желание встретиться ещё «Кончились праздники».  Взрослой и серьёзной.

А.К.: — Согласен. Более того, считаю её лучшей песней на диске. Она написана молодым, но взрослым мужчиной. Который знает, что такое отношения, друзья, человеческое тепло и, не сомневаюсь, умеет это ценить. А музыкально… она просто затягивает в себя.

А.О.: — «Химическая реакция» в музыке происходит только тогда, когда основные компоненты,  составляющие —  совпадают. Они могут быть совершенно разными в каждом отдельном случае. Главное, суметь всё правильно соединить.

Не хочу сейчас подробно останавливаться на качестве записи материала. Претензии здесь есть.  Уверен, что «эфэмовцы» сами их видят. К тому же, при всей серьёзности подхода — ну, не является для команды запись альбома самоцелью. Можно ведь сколь угодно долго сидеть и скрупулёзно доводить до блеска каждую фразу, не пытаясь при этом сделать движение и шагнуть навстречу зрителю и слушателю. «FM» выбирает несколько иной путь. И я не стал бы их за это слишком упрекать.

А.К.: — Я всё равно надеюсь, что мы ещё услышим полновесный концепт от «FM».

А.О.: — А пока будем слушать, по-большому счёту, вполне себе достойный альбом. Что мы, собственно, регулярно и делаем.

А.К.: — Кстати, Серёг, признаюсь: я из двух  твоих песни ещё и рингтоны себе нарезал.

Текст: Алексей «Алекс» Орлин и Александр Кондратьев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.