Сольник на грани зимы

(впечатления от концерта Сапожинского и «JEO» в Тольятти)

Задачи и условия

Организация сольника сегодня дело весьма трудное. Даже если ты решил провести его в городе, в котором вырос, где состоялся как музыкант. По многим причинам. А если ты ещё при этом представляешь авторский проект, презентуешь пластинку, везёшь большой состав музыкантов и планируешь устроить из этого событие, получив на выходе качественный видеоматериал, то всё осложняется ещё больше.

Ярослав Сапожинский, затеяв сольник в Тольятти, делал это совершенно сознательно. Хотя, как выяснилось, и не до конца представлял тот ворох объективных, а частью и созданных искусственно  трудностей, с которыми предстояло столкнуться. Благо плечо подставил поначалу партнёр, а теперь уже и друг Алексей Лукьянов, помогший и с доставкой необходимого для качественной записи «железа» из столицы (Ярослав привёз поездом 270 килограмм в Сызрань) и с транспортировкой цифрового пульта из Ульяновска, и с массой других вещей.

Логика Сапожинского, как автора, композитора, руководителя «JEO» понятна: если уж вкладывать массу усилий и средств в проект, то итогом должен стать качественный материал, который поможет продвижению «JAZZ EXPRESS ORCHESTRA» в дальнейшем.

Между тем, Ярослав прекрасно понимал и то, что делая такого рода событие в родном городе, он ещё и рискует. Поскольку представлять новую пластинку «Listen to her», а соответственно, новую программу перед  внимательно наблюдающей за твоими движениями по жизни публикой – момент сложный. И потому, что хочется выложиться для тех, кто всегда держит за тебя кулачки, и оттого, что в случае провала всегда найдутся и те, кто будет рад каждой твоей ошибке.

Не случайно, перед концертом стало понятно, что многие музыканты пришли посмотреть на выход «JEO» и Ярослава. И вокалисты джаз оркестра, и бывшие участники «Дискотеки S`OK», и студенты музыкального колледжа — сочли нужным подтянуться пятничным вечером в филармонию.

Разгон

 Поскольку иной информации у меня нет, то рискну предположить, что Ярослав сам срежиссировал и сценическую расстановку, и световое решение. Оно получилось стильным: чёткие тона, никаких бегающих огоньков, практически чёрно-белая гамма. С первых нот – в луче света Сапожинский за роялем, выдвинутым на первый план. И мелодия. Ясная, прозрачная, отлично подходящая для начала концерта. Постепенно в дело вступает, на сей раз, игравший на альт-саксофоне, любимец джемовой публики Ильдар Есаков. Из тени (в прямом смысле, ибо меняется, открывая больше пространства, свет) выходят и другие музыканты. Во второй пьесе к Есакову присоединяется давний участник «JEO» тенор-саксофон Сергей Баулин. Их уровень и мастерство давно понятны, отмечу лишь, что в очередной раз порадовался за «пачки», получающие у них практически безупречными. А это сильно влияет на общее звучание состава. Тем более, когда нужна предельная чёткость. Поскольку фьюжн, составивший основную часть программы первого отделения, предполагает гораздо большую точность в поддержание созданного автором «каркаса», нежели, допускающий гораздо больше импровизаций джаз. В музыке, которую Ярослав представлял публике, ему важно было показать, как современно, настроенчески, свежо, могут звучать сегодня истории, входящие в условное понятие «большой джаз», который, как и рок-н-ролл, включает в себя массу направлений и течений.

Постепенно действо набирало обороты. Раскачивались не музыканты, а скорее постепенно начинал выстраиваться саунд этого конкретного концерта. Всё звучало совершенно отчётливо. Скажем, мне не составило никакого труда послушать, насколько вкусной и уместной может быть перкуссия, и оценить, почему именно Ярослав хотел, чтобы Ирина Савицкая работала эту программу вместе с «JEO». Установка Ирины очень органично дополняла работу за барабанами Ильи Липатова, подчёркивая нюансы, добавляя нужных (тембрально) звуков и конкретики композиции. Это, кстати, отчётливо проявилось в заглавной композиции альбома «Listen to her». По всему было видно, насколько она важна для Ярослава, насколько ему хочется передать в концертном исполнении все оттенки чувств, связанных у него с этой историей. Ведь слушать друг друга мы во многом, действительно разучились.

Зрители поддерживали музыкантов тепло и активно. Что, конечно же, приятно. Когда есть отдача от зала, когда чувствуешь его энергетику, сам заряжаешься. Думаю, тёплый приём зрителей помог и Олегу Татьянину, который двумя своими песнями – удивительно душевной и ностальгической «Моно радио» и исполненной в джазовых стандартах «Dazzling smile» (обе были специально для этого выхода аранжированы Ярославом). Поначалу чувствовалось волнение («Всё же не каждый день приходится выходить на большую сцену», — после выступления скажет Олег). Но постепенно всё выровнялось, и получился вполне достойный выход. Который, на самом-то деле, значит гораздо больше, нежели просто участие в концерте. Поскольку Олег и Ярослав дружны очень давно, играли вместе, уважают и ценят друг друга, и, что характерно, сегодня продолжают сотрудничать. Татьянин сделал дизайн презентованной пластинки.

Пауза

 Когда приезжают знакомые люди из других городов, перерыв в концерте – одна из немногих возможностей пообщаться. Мы, к примеру, тепло встретились с басистом «JEO» Никитой Алёшиным, рассказавшим мне, как прошёл концерт, посвящённый 25-летию «Медвежьего угла» в Казани неделю назад, где он отыграл всю программу с «медведями» на басу. Коротко удалось поговорить и с Ярославом, успевшим провести с ритм-секцией короткое рабочее совещание, относительно того, в чём стоит прибавить во втором отделении. Случилось и ещё несколько встреч со знакомыми, пришедшими на концерт. Все встреченные были довольны и жаждали «продолжения банкета».

По нарастающей  

Второе отделение началось с мощной, энергичной и взрывной композиции «Plastic Funk», само название которой говорит о том, в какой стилистике она была сыграна. И знатоков ждал уже совершенно другой, нет, не звук, а именно саунд. Гораздо энергичнее и мощнее зазвучали бас и барабаны, а это сделало общее музыкальное полотно, более плотным и «качающим», что очень неплохо для вовлечения зрителей в действо ещё более активно.

Как и планировалось, во втором отделении были не только вещи из альбома, но и больше вокала, поскольку на сцену вышла Ирина Олифер. Свой выход она начала с исполнения  песни из репертуара Эллы Фитцджеральд. Сделал это тонко, умно и точно. Крупная, но при этом очень подвижная, энергичная, а главное, обладающая замечательными вокальными возможностями, Ирина почти сразу сумела установить с залом чрезвычайно дружественные отношения. В том числе и потому что в ней совершенно не чувствуется «звёздного пафоса». Она улыбалась, рассказывала истории песен, которые исполняла, даже передавала приветы своим землякам. И, конечно пела, делая каждую песню своей, потому как истории рассказывала очень по-своему. Для меня это стало интересным знакомством с яркой и самобытной вокалисткой.

Разумеется, прозвучал и ещё «Голкипер блюз», в котором «дали жару» Баулин и Есаков, и практически всегда присутствующая в программах «JAZZ EXPRESS ORCHESTRA» «Любовь-река», каждый раз звучащая по-новому, поскольку исполняют её совершенно разные по своим данным  и особенностям вокалистки. А это, в общем, лишь подчёркивает, что написанная уже достаточно давно Ярославом песня – живёт, востребована, её с удовольствием поют. Подобное приятно любому автору.

Видно было, что и сам Ярослав подуспокоился, приняв подход, рулившего звуком Димы Сухина, предпочитающего не пороть горячку, а действовать последовательно и логично: постепенно добиваться искомого, при этом, ни на шаг не отступая от общего уровня, который должен соответствовать стандартам не раздражающим зрителя, не мешающим ему получать удовольствие.

 История продолжается

После небольшой паузы, требующейся музыкантам, чтобы чуточку перевести дух, Ярослав вышел в фойе. Понятно, что ему шагу не давали пройти, ведь почти каждый второй знаком. Недовольных лиц не видел. Женская половина публики (сужу не только по тем, с кем успел поговорить, но и по общему настрою) – светилась от удовольствия. Многие просто не хотели уходить, как будто бы не желали расставаться с красивой историей. А так бывает далеко не после каждого концерта.

С моей точки зрения, концертная часть задумки была выполнена полностью. Какой получится запись и «картинка», это, надеюсь, у нас ещё будет возможность оценить. Как и составить более полное, подробное впечатление об альбоме «Listen to her», презентованном в Тольятти.

 

Алексей «Алекс» Орлин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.