Уриевский

Кто раскрасит мутный вечер? Конечно, Вася!

(впрыск адреналина от Уриевского)

Диспозиция

 Вряд ли можно жить в Тольятти, интересоваться музыкой и не знать Уриевского. Ну, во-первых, потому, что выступал он у нас много раз. Во-вторых, совсем рядом фестивальная поляна, а Василий играл и на «Грушинском», и на «Метафесте». В-третьих, даже, если вы вообще никуда не выбираетесь, то вполне могли запомнить весёлого, не слишком вписывающегося в предлагаемые стандарты Василия по программам «Главная сцена» и «Голос». В общем, сложилась уже своя публика, даже в особой рекламе его концерты не нуждаются. Выступает, как правило, Уриевский в Тольятти, в «Кирпиче», хозяин которого Дмитрий Ильин, заметил, оглядывая до отказа набитый зал: «На Василии так всегда. Даже ещё и плотнее набивалось народа». В реальности при «плотнее» — пришлось бы уже стоять локоть к локтю. И сейчас-то пол-зала было на ногах, что, впрочем, никого никоим образом не смущало. То есть, особо начало концерта затягивать не пришлось. Чего тянуть, коли все собрались?!

 Признаюсь, сам я оказался на выступлении Уриевского первый раз. Да, звали, да, слушал и смотрел в записи, но вот как-то не совпадали графики. Бывает. Тем интереснее было проверить уже какие-то сложившиеся представления об авторе. Плюс ко всему, ещё и выходце из дружественной саратовской диаспоры, с музыкантами которой у нас давние, добрые, отношения.

Разрывая дистанцию

Скорее, Василию её даже не приходится разрывать, он просто не даёт ей установиться. С первой минуты появления на сцене Уриевский вместе со своим испытанным партнёром Михаилом Гардиным (гитара, аккордеон, клавиши) вовлекают тебя в историю, в которой нет места пафосу и шаблонам. Что любопытно, при этом исключается всякая привычная нудятина, призванная якобы будоражить зал: «Где ваши ручки? А ну-ка веселей!» Нет, Василий, конечно, предлагает спеть, но это скорее является продолжением того процесса, в котором зрители полноценные участники. Они, собственно, подпевать начинают без всяких подсказок. Песни знают практически все. Видно, что среди пришедших – масса тех, кто ходит на все концерты Уриевского, во всех возможных форматах.

 Что любопытно, при этом, вот не сказать, что Василий ведёт такие долгие и пространные диалоги с залом. Да, представляет песни, чуточку рассказывает историю, которая с ней связана, но вовсе не превращает концерт в творческий вечер, где полчаса можно отвечать на записки. Здесь динамику ломать не стоит. Публика и так уже готовая и петь и танцевать, с каждой вещью заводится всё больше. Танцевать, правда, негде, но зато очень скоро уже начинают поступать предложения спеть ту или иную песенку. Василий реагирует спокойно, быстро отвечая, что будет, а что сегодня точно не прозвучит.

 Начав, как он сам подчёркивал, с песен лирических, Уриевский постепенно переходит к своим историям-зарисовкам, каждая из которых, помимо ритмического хода, ещё и вполне осязаемый настроенческий посыл. И ты, пришедший не в самом лучшем настроении, с каждой спетой строчкой, постепенно оттаиваешь, и если пока ещё не заряжаешься атмосферой всеобщего братства, то точно начинаешь обращать внимание на то, что вокруг хорошие лица, совершенно нет агрессии. Люди поют и улыбаются. И есть тому вполне профессиональные причины.

Компоненты

Практически уверен, что и один, под гитару, Василий способен «зажигать». При этом, в концертах с Гардиным, у них, совершенно точно, появляются дополнительные козыри в виде интересных аранжировок. Если брать музыкальную составляющую дуэта, то, по сути, в дело идёт практически всё: тут и фрагменты советской эстрады, и рок-пассажи, и реггей, и блюз, и бардовские напевы,  а уж речитатив, так и, вообще, используется во многих мини-сценках. Такой «гремучая смесь» говорит, на мой взгляд, отнюдь не об отсутствии вкуса, а лишь об использовании всех доступных средств и ещё о нежелании становиться частью какого-то формата. Представляется, что идёт подобное, в том числе и от главной «фишки» Уриевского. Всё, что он делает – построено на артистизме. Опыт (постоянно наращиваемый) работы на сцене, а ещё и в пантомиме, и в кукольном театре, «вооружил» Василия техникой перевоплощения. Отсюда, в каждой рассказанной истории, есть не только музыкальная составляющая, но и, происходящее буквально на глазах, переданное пластикой и мимикой, появление персонажа, о котором идёт речь. И отношение к нелюбимой «каторге» в офисе, и терпение, что длится-длится, да и заставляет всех отправить всех «на буй», и про то, что любить больно… Понятно, почему люди хотят это видеть живьём. Никакая картинка не передаёт эмоций, рождающихся у музыканта и артиста на ваших глазах. Здесь и сейчас. Только в эту минуту.

 Ещё бы выделил умение автора удивлять. Ты вроде бы уже вошёл в песню и начал погружаться в смысл, а тут внутри случается пассаж, переворачивающий сюжет. То есть, Уриевский не даёт слушателю расслабляться, старается держать его внимание. А ещё они с Гардиным очень свободны в подаче. Не стесняются подурачиться, легко, скажем, в коде переходя на фальцет, не особо заморачиваясь, насколько точно и правильно он прозвучит. И эта «игра» принимается публикой. Она ей рада. Отсюда и настроение формируется. Это касается и концерта и того, что происходит после.

Когда не хочется уходить 

 Это был концерт, после которого совершенно не хочется быстренько схватить куртку и бежать прочь. Да, людей, конечно же, осталось в клубе меньше, нежели было во время действа. Зато все жаждущие сначала получили совместные фотки, с вышедшим в зал Михаилом, а потом обзавелись автографами и совместными снимками с Василием. По-моему никому не было отказано в общении.

 Обсуждая произошедшее, кто-то пошутил относительно того, что, мол, радоваться надо, пока есть возможность вот так спокойненько пообщаться с артистом. Гастрольные туры по большим залам такие варианты жёстко регламентируют. Другой вопрос, нужны ли большие залы и бесконечные гастроли самому Уриевскому? На этот вопрос он может ответить только сам. Да, конечно, пятитысячный зал Дворца спорта – это круто для любого музыканта, вот только приобретая что-то, вполне можно что-то и растерять.

 В любом случае, пока просто радуемся – отличному вечеру, проведённому в классной компании.

Алексей «Алекс» Орлин

P.S. Следующий концерт Уриевского в Тольятти постараюсь не пропустить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.