Музыка улиц. Казань

Привязка к месту

Любой большой город – это не только дома, улицы, особенности ландшафта, это ещё и звуки. Их много, разных: громких и еле слышных, ярких и приглушённых, фырчащих и ревущих, раздражающих и умиротворяющих. А ещё в каждом городе – своя музыка, присущая только этому месту, этой сложившейся ментальности, конкретному социуму, плоть от плоти являющаяся отражением «корневой» сути его жителей. И именно она завершает  в восприятии то полотно, которое мы называем город.

На сей раз поговорим о музыке Казани, с которой многих тольяттинских музыкантов связывают крепкие ниточки – от обучения в музыкальных заведениях до проведения совместных фестов, переросшего потом в дружбу. Август – самое время для того, чтобы в уличных условиях показать свои музыкальные способности. Несколько дней проведённых в Казани, позволили увидеть на улицах достаточно, чтобы сложилась «картинка».

На любой вкус

 Поскольку выбраться в сопредельный град на Волге удобнее всего именно в выходные, то возможности послушать поющую и играющую братию, безусловно, расширяются. В это время казанские музыканты, работающие на улицах, стараются отыграть по-максимуму. Как это делал, например, обладающий брутальной внешностью Костя, на главной пешеходной улице – на Баумана. Создалось впечатление, что он, исполняющий российские рок-боевики в диапазоне от «Сплина» до «Короля и Шута», вставал к микрофону утром, а уходил уже ближе к полуночи. Отсюда, явное желание не форсировать подачу, что сказывается на восприятии, не позволяющем в полной мере оценить его возможности. Всё на уровне, ровно, но без энергетики и блеска.

 Очень понравилась девочка с виолончелью в подземном переходе, ведущем от Кремля к кремлёвской же набережной. Явно имеющая (а скорее всего только получающая) классическое образование, юная леди задвигала к радости тысяч стремящихся на променад «Я готов целовать песок», причём делая это по-музыкантски «вкусно» и очень технично. Почти уверен, свои выходы «на поиграть», она вполне оправдывает.

Духовой оркестр Тихоокеанского флота
Духовой оркестр Тихоокеанского флота

 Логистика перемещений любого отдыхающего в Казани понятна – Кремль никак не минуешь, если отправился гулять в центр. В этот раз и в древних стенах звучала музыка. В частности удалось застать выступление духового оркестра Тихоокеанского флота. Кстати, одной из первых композиций военные моряки сыграли вальс «Волны Амура», больше известный как «Амурские волны», как выяснилось, никакого отношения к реке Амур не имеющего. Вещь была написана под влиянием видов Амурского залива! Это успел рассказать конферансье перед началом исполнения. Что поразило – свободных мест на площадке не было. Совсем. Когда мы забрели в этот уголок крепости, можно было только стоять, а люди всё прибывали и прибывали.

 Выступления военных духовиков вовсе не было разовой акцией. Концерты духовых оркестров шли в эти дни по всему городу. Мы, к примеру, застали ещё выступление тоже военного оркестра на Чёрном озере.  Дело в том, что в Казани проходил VII международный фестиваль духовых оркестров «Фанфары Казани». Уровень тех, кого удалось, пусть и фрагментарно послушать — внушает!

 Разумеется, пусть Казань вовсе и не столица электронной музыки (многие знают, что в России такой давно считается Ижевск), но трудно было представить миллионник, где не встретился бы и представитель когорты музыкантов, отдающих предпочтение именно такой стилистике. Прикинутый, как положено: в толстовке с капюшоном, периодически закрывающем лицо, в чем-то бесформенно-объёмном, малый, расположившийся, между прочим, в престижной точке, в самом сердце Баумана, не порадовал.  Нет, с умениями у него всё в порядке. Но вот репертуар воспроизводился какой-то не просто попсовый, но даже где-то близкий к шансону. Не вставил, словом. Да и стоящих вокруг слушателей ни разу не замечалось.

 Зато, разумеется, не было отбоя от желающих глянуть и умилиться выступлению ансамбля «Семья», в котором задействованы, кроме папы, детишки мал-мала больше. Тут, на мой вкус, кроме похвального желания, музицировать вместе, больше описывать особо и нечего. Всё достаточно шаблонно и стереотипно. Но с задачей – показаться и даже немножко заработать справляется семейная банда вполне. А больше и требовать в данном варианте не стоит. К тому же, важно помнить, люди в таких местах гуляют, а не приходят на концерт. Другой алгоритм. Подошли. Глянули. В лучшем случае задержались на несколько минут, да и отправились дальше. Ежели их что-то по-настоящему не зацепило.

 Между прочим, даже экзотикой не возьмёшь, если расчёт только на форму. Так у пельменной, между прочим, с потрясающей авторской кухней (проверено!) пел колоритнейший афроамериканец. Мы обратили внимание на него ещё днём, когда он выходил из заведения, потряхивая своим пиджачком и улыбаясь открытой белозубой улыбкой. Ближе к вечеру обнаружилось, что он поёт, да ещё и очень прилично играет на флейте. Тем не менее, все его усилия так и остались только «фоном» для того, чтобы глянуть и двигаться дальше.  Искушённую казанскую публику надо чем-то по-настоящему удивить, чтобы она завелась. И были, были персонажи, которые три вечера подряд собирали аншлаги.

«Короли» улицы

 Они облюбовали себе «козырную» точку: между «Шаляпиным» (отелем) и часами. Захочешь, мимо не пройдёшь. Туба, три сакса (включая баритон), тромбон, барабаны, две трубы. Они «зажигали» так, что мало кому удавалось устоять на месте. При этом компания модная, соответствующим «уличным» образом одетая, очень подвижная. То есть каждую композицию парни играли в движении, делая это синхронно. Ничего лишнего, никакой лажи. Всё отрепетировано, каждый выход продуман. Играя в чистом виде инструменталы группировка «добивала» совместными не вокальными, скорее голосовыми заездами. Как это было при исполнении  «WWW. Ленинград» Шнура. Слаженный «всплеск» восьми мужских голосов – производит сильное впечатление.

BRASS

 Программа духовой банды «BRASS» состояла из нескольких блоков. Под зрителей, как настоящие артисты, они особо не подстраивались. Играли ровно то, что намечено. Играли стильно. В коротких перерывах между блоками, успевали выпить по чашке кофе (благо играли прямо рядом с кофейней), пообщаться с «группой поддержки». Особо ни на что не отвлекались.

Не знаю, сколь часто они выходят в эту точку, как часто обновляют репертуар. Зато точно знаю, что проблема подмены для них не стоит, поскольку ряд фигур в эти дни менялся. За исключением «центровых». Но главное, то, что они делают, не имеет никакого отношения к тому убогому музицированию в наших подземных переходах, когда стенают странные персонажи, используя не настроенный инструмент и не умея элементарно интонировать. Здесь были видны и уровень, и музыкальная культура. Именно эти парни в минувшие выходные были «королями» улицы. И даже нелепо говорить о том, что с трудом удавалось найти местечко, чтобы видеть их целиком – народ окружал импровизированную площадку плотным кольцом.

И ещё чуть-чуть

Музыка окружает нас. Музыка помогает нам. Музыка делает всех нас чуточку лучше. Разная. Она будет звучать вне зависимости от того, как мы к этому относимся. В том числе та, что создает настроение улиц. Без неё настоящего города просто нет.

Алексей «Алекс» Орлин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.