Красивая тема

(история одной песни)

 Днями группа «FM» выложила в сети свою новую работу – «По белому снегу». И, казалось бы чего особенного? Песня уже была обкатана на концертах, теперь предстала в студийном, законченном варианте. Но, тут история не столько про музыкальную составляющую, хотя, на мой взгляд, она сделана весьма достойно, начиная от главной, вполне узнаваемой эфэмовской подачи, заканчивая красивыми гитарными ходами и отличными, очень грамотно вписанными бэками (Настя Шмелёва). Здесь принципиальным является сюжет, остающийся «за кадром».

 Дело в том, что написана песня на стихи замечательного советского поэта, сценариста Геннадия Шпаликова. Да, практически все, вероятно, знакомы хотя бы с такой его работой как «А я иду, шагаю по Москве», даже если и не знают, что это строчки Шпаликова. Другое дело, что большие авторы, причём не только в России, далеко не всегда оказываются признанными и востребованными, как они того заслуживают, при жизни.  Вот и у Шпаликова – масса его стихов, сценариев, идей – так и остались в том времени – в 60-70-х. И это – несправедливо. Как настоящему мастеру ему удавались такие яркие образы, что берут за живое и сегодня.

 Для лидера «FM» Сергея Шмелёва, как он сам рассказывает, знакомство со Шпаликовым (с его стихами) началось с замечательного фильма «Подранки». Прозвучавшие там строчки, заставили искать автора. Найденное — поразило. И уже тогда появилась идея обязательно что-то написать на стихи поэта. Ну, а окончательный возврат к творчеству Шпаликова произошёл после прочтения блестящего романа Олега Нестерова «Небесный Стокгольм», где удивительным образом передано настроение эпохи. Даже самые мелкие детали в книге – живут и дышат настроением того времени (во всяком случае, исходя их того, что мы о нём знаем). И, конечно, в романе не обошлось без стихов Шпаликова.

 Так вот и появилась песня «По белому снегу», которую кто-то уже успел окрестить неактуальной, именно из-за содержания. Просто не зная ничего об авторе. Впрочем, это скорее не вина, а беда. Когда вроде бы даже вполне продвинутый народ, не имеет представления о целом поэтическом, литературном пласте, сделавшим эпоху 60-х – временем светлой надежды на лучшее и давшем целую плеяду талантливейших авторов. Кстати, музыкантов, в том числе.

 По словам Сергея, припев был придуман практически сразу, да и в целом с вещью не мучались, как это порой бывает. Заглавная тема очень быстро обрела «каркас». Не было особых споров и по аранжировке. Все сразу сошлись во мнении – никакого сознательного «старения», стилизации под ретро-формат. Записывали не спеша, складывая мозаику вдумчиво, обращая внимание на нюансы. К примеру, постарались сделать менее растянутой, более лаконичной форму подачи.

 Для Шмелёва, как для автора, обращение к такому материалу – это, в первую очередь, желание познакомить слушателей с потрясающими строчками, с несправедливо забытыми авторами. Не случайно, как говорит Сергей, в планах — сделать программу, в которой, как минимум, одно отделение будет полностью отдано песням, написанным на стихи советских поэтов. Несколько таких «номеров» уже в процессе. В частности, обязательно будет песня на стихи тонкого и проникновенного Давида Самойлова.

 Сегодня, когда мы (признаемся в этом честно?!) в массе своей стали гораздо меньше читать стихов, говорить о них, такой бережный, в чём-то, если хотите, даже просветительский подход, с моей точки зрения, заслуживает всяческого уважения. Ведь стихи живут, пока они звучат…

Алексей «Алекс» Орлин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.