«АКУСТИКА – 18». Послесловие

(Итоги, достижения, ошибки)

Сюжет для небольшого романа

 Каждая «АКУСТИКА» — целое хитросплетение всяческих историй. Большая часть из них, безусловно, внутренняя кухня, но о чём-то вполне можно и рассказать. Задуманный в середине 90-х, фестиваль действовал, как площадка, на которой могли себя показать в ином, акустическом звучании музыканты, играющие достаточно агрессивную музацию, а также был придуман для того, чтобы не остались в стороне талантливые одиночки, близкие к жанру в первую очередь по внутреннему содержанию. Ибо, уверен, что большинство из вас понимает – рок-н-ролл – это вовсе не только фуззованные гитары и примочки, главное тут дух и слово. В акустическом варианте – не спрятаться. Все «косяки» — в музыке и текстах моментально вылезают наружу. И, это, на мой взгляд, очень ценно. Поскольку появляется возможность проверить, насколько твои внутренние устремления интересны другим людям, как ты чувствуешь время. Неслучайно целый ряд известных тольяттинских групп именно после участия в «АКУСТИКЕ» стал включать в свои программы акустические сеты, а кто-то и целиком перешёл на акустический вариант. То есть смысл в придумке – точно есть.

 «АКУСТИКА-18» была трудной по исполнению. В силу житейских причин сразу несколько организаторов фестиваля были выключены из активного движа. Какие-то нюансы не были учтены, какие-то вещи не сделаны, какие-то моменты не дожаты. При этом, что чертовски приятно, нашлось немало тех, кто старался помочь организаторам, не рассчитывая на какие-то дивиденды. Команда Саши Логинова – обеспечила полный комплект аппарата, Костя Комов – отлично отрулил два дня, выстроив классный саунд, Олег Татьянин – создал фирменный стиль фестиваля, придумав и исполнив: плакаты (в самых разных вариантах), дипломы, бейджи. Женя Коренченко, не только обеспечил качественную аудио запись события, но ещё и два дня отработал на сцене, выполняя функции ведущего и техника на сцене. То есть масса людей нашла силы и время, чтобы поддержать «АКУСТИКУ»

 Да, не сложилось с заявленным составом экспертов. Кто-то заболел, у кого-то возникли моменты, требующие активного вмешательства и присутствия. Это жизнь, и избежать подобного трудно. Также как трудно при отсутствии бюджета реализовать в полной мере все те идеи, что были. Это не попытка найти оправдания. Скорее желание разобраться, понять. Ведь  все затраченные усилия не привели  к залу, заполненному под завязку. Зрителей было не много. И это момент, который не может не волновать.

 При том, что интересного в рамках «АКУСТИКИ-18» было в избытке. И об этом стоит рассказать.

Закрепление статуса

 Приятно, когда на твоих глазах происходит творческий рост какого-то проекта, когда за достаточно короткий промежуток времени группа набирает обороты, доказывая каждым выходом, что созрела для больших дел. На мой взгляд, подобное происходит с «Водой», ведомой Женей Воиновой. Да, были изменения в составе (этого невозможно избежать), да, это каждый раз требует какого-то времени на притирку, но найденная стилистика а «Вода» активно разрабатывает фолковую тематику, чёткое понимание, чего музыканты хотят добиться, внимание к деталям (те же костюмы!), позволяют говорить о группе, как о зрелом, сложившемся составе. Они и прозвучали – цельно, ярко, очень музыкально, порадовав и аранжировками, и образами, и отношением к сцене. Красивый, очень достойный выход.

В хорошем смысле удивил «А-РАЙ». Дело в том, что именно с «АКУСТИКОЙ» у Куликова и компании всё время как-то не складывалось. Ни разу за последние годы им не удавалось показать всё, что они могут, сыграть на своих сильных сторонах. Причины были разными – от захода на блок протестных песен, до отсутствия приличного акустического инструмента. При этом  лидер группы Саша Куликов – автор состоявшийся, способный выдавать по-настоящему яркие лирические образы. И это у него отлично получается. И на сей раз, на отличном звуке, комфортно чувствуя себя на сцене, музыканты «А-РАЯ» сыграли классный сет, состоящий из красивых, лирических песен. Получив удовольствие сами, порадовав публику.

 На высоте был и Сергей Гурьянов со своим акустическим проектом. Будучи (в силу понятных причин) – человеком «АКУСТИКИ», всегда помогая в «запуске» феста, он при поддержке своего главного соратника Лёши Печёнкина (бас) и сестры Ани, отвечающей за скрипку, порадовал умением создавать настроение. Взрослея, меняясь, получая новый опыт, Сергей стал более требовательно подходить к собственным песням. Это было заметно и на его сольнике в «Дилижансе», это ярко проявилось и на «АКУСТИКЕ». Очень бы хотелось, чтобы собственных песен в «багажнике» прибывало, и всегда была возможность их показать тем, кто захочет услышать.

 В очередной раз доказали, что они нашли свою роль и место музыканты из самарской команды «Своя Философия». Выступившие в этом году в усечённом варианте – гитара-скрипка, Антон и Ольга Антоновы  побаловали всеми красками бард-рока. Отличное взаимодействие на сцене, классное владение инструментами, умные, лишённые словесного мусора тексты, запоминающаяся подача – все эти «козыри» «Своя Философия» продемонстрировала в полном объёме. С моей точки зрения, фестивали акустической направленности – именно та среда, где самарцам должно быть наиболее уютно. Их музыка вряд ли будет «рвать стадионы», во многом она нишевая, но кто сказал, что это плохо?! В конце концов, во все времена трепетно обращаются со словом совсем немногие.

 «Четыре Квартала» решили выйти в достаточно нетрадиционном для себя нынешних составе. Саша Никифоров последние годы отвечает в группе за перкуссию и звук, а здесь снова взял в руки гитару, и сделал это очень «вкусно». Лишний раз показав, что мастерство при нём, и что в тандеме двух акустических гитар – вторая может очень много чего «нарисовать». Что же касается выступления «Кварталов» в целом, то оно лишь утвердило в правильности найденного Ренатом Натфуллиным хода. Напомню, что пару лет назад, Рен принял решение целиком сосредоточиться на акустических программах. И уже объехал с таким материалом полстраны. Нерв и энергия, заложенные в его текстах, раньше рвались наружу посредством крика, а сегодня звучат тише, но от этого отнюдь не менее весомо. Много лет оставаясь в строю, Ренат, на мой взгляд, демонстрирует, что развиваясь, пробуя разные подходы, нельзя изменять себе в главном – честном отношении к своему делу.

 Лидер «МЕРО» Саша Исаков – постоянный участник «АКУСТИКИ». Вспоминается самый первый его выход, когда он играл самым последним, на усталости, но зацепил сразу. Мало кому так точно удаётся передать свои мысли, поделиться своими чувствами, эмоциями относительно жизни в городском пространстве. Саша и его проект – совершенно точно – находятся в движении. Может быть, в не таком быстром, как хотелось бы, но последовательном. Шаг за шагом, набирая обороты. В  рамках акустической программы в этом году «МЕРО» добавили в общую палитру рояль. Это было и уместно, и музыкально, и гармонично.

На перепутье

 На мой вкус, достаточно ровно выступила на фестивальной сцене группа «B&W». Они открывали программу, что всегда достаточно сложно. Сам проект ещё молод, хотя его главных «игроков» — лидера, вокалиста и главного автора Игоря Доронькин и Макса Халилова (бас, аранжировки, бэки) мы знаем давно. Потенциал у «Чёрно-Белого» есть. Возможно, пока элементарно не хватает времени, чтобы «подогнать всё детали». Тот же гитарист Олег Голубев появился в составе не так давно. Почти уверен, что Макс прекрасно видит все недоработки и знает, как их исправить. Кстати, его «подпевки» звучали фирменно. То, что команда этой весной активно выступает, должно помочь в оценке собственных ресурсов. Хотя понятно, что ориентироваться здесь стоит не столько на реакцию публики, сколько на жёсткую внутреннюю самооценку.

 Органично выглядел на «АКУСТИКЕ» участник балаковской группы «Свободный Полёт» Виктор Фагот. Его программа, возможно, не блистала оригинальностью и была совершенно отчётливо пропитана отсылами к СашБашу, «Сплину» и т.д., но в рок-н-ролльную стилистику вписывалась вполне. Сам же Виктор признавался, что очень рад был попасть на «АКУСТИКУ» и сильно впечатлён уровнем, представленных на ней музыкантов.

Дебют в плюс, дебют в минус

 Очень непростой получалась история с появлением в фестивальной программе Луизы Шустовой. Она долго не могла предоставить запись (любого качества) именно собственных песен. Однако, всё сложилось. Совсем ещё юная (ей всего 16) девушка удивила мощным голосом, нетривиальными текстами. Особо её выделял один из экспертов фестиваля Ярослав Сапожинский, считая главным открытием нынешней «АКУСТИКИ».  А на сцене поддержал Луизу лидер «Ремонта» и бас-гитарист группы «FM» Людвиг Анохин.

Понятно, вести речь о каком-то состоявшемся составе, бессмысленно. Для опытного Людвига сыграть пару песен – не вопрос. А на то, как Луиза будет двигаться дальше, вряд ли кто-нибудь может дать внятный ответ. Яркий дебют – всегда всего лишь аванс. Стоит об этом помнить. При всём при этом, на данный момент Луиза заслуживает добрых слов – за смелость, терпение, за желание пробовать.

 Пожалуй, главным разочарованием для меня стало выступление группы «dissolvve». Яркий дебютант «АКУСТИКИ-16» Яна Смутина – автор одарённый, и с этим спорить бессмысленно. Пишущая почти исключительно на английском, Яна несколько месяцев назад объединила свои усилия с Артёмом Таймасхановым. Он – тех же «кровей»: то есть, склонен к англоязычному варианту.  И первый концерт группы вроде бы подтвердил – вместе у них получается. К сожалению, на «АКУСТИКЕ» ничего внятного дуэт предъявить не смог. Не получалось ничего – ни ансамблевого звучания (гитары не строили!!), ни двухголосья, ни подачи. Зато вдоволь было манерности, ничем не подтверждённой «звездности», ничего не значащих пустых разговоров со сцены. Не сделают выводов – останутся в «репетиционном периоде» навсегда.

 Как первый шаг «в незнаемое», можно оценить и ещё один дебют. Свежеиспечённая арт-группа «VOLHIR» имеет пока в репертуаре совсем немного собственных вещей. Написание русских текстов на известные хиты – путь понятный, уже порядком изъезженный и не слишком перспективный. Судить строго «VOLHIR» сейчас смысла не имеет. Но даже для того, чтобы двинуться дальше с нынешним вариантом, лидеру команды Виталию Рыхлову нужно всерьёз задуматься о комплектовании состава, способного воплощать его идеи.

Традиции и удивление

  Известный по участию в разных проектах Влад Радьков – выступил в роли главного экспериментатора «АКУСТИКИ-18». Будучи человеком исключительно продвинутым, Влад прекрасно знал, что на сей раз в фестивальной программе должны были звучать исключительно авторские вещи. Однако, включил в программу песни двух известных, давно уже уехавших в столицу музыкантов (Сергея Немова и Светы Черновой). И ведь, попробуй, возрази: и Чернова и Немов – целый пласт тольяттинской рок-музыки, многими неоправданно забытый. Форму же подачи Влад выбрал уж вовсе необычную – он играл на басу и пел. Что касается баса, то тут не придерёшься, всё было сделано исключительно грамотно. Что касается вокала, то… касается, он и сам ни разу не претендует на роль вокалиста. Хотя песни, особенно немовский «Коллекционер», сложны для воспроизводства всей гаммы оттенков в них заложенных. Но не это смазало общую картину (в конечном итоге – любые прочтения имеют право на жизнь), а собственное сочинение Влада. Да, история его создания забавна. Но вовсе не забавно наблюдать за тем, как бесконечно забывается текст, как само исполнение (для слушателя)  превращается в плавающую попытку догнать смыслы.

«Квартирник» от «ВОЛГИ-ВОЛГИ»

 Казанцы, верные своему обещанию, прибыли к месту проведения «АКУСТИКИ-18» за пару часов до начала концерта лауреатов. Успели и отчекаться, и чуть передохнуть. Всё же отмахали на своём микроавтобусе тысячу вёрст из столицы! В ожидании своего выхода общались с музыкантами, благо связи у казанцев с нашим городом обширные.

 Как и обещал лидер «ВОЛГИ-ВОЛГИ» Антон Салакаев, парни привезли специальную акустическую программу. С учётом заполняемости зала, как пошутил со сцены Антон, получился отличный «квартирник». Выглядело это весьма органично: было много историй, связанных с написанием той или иной песни, звучали добрые слова в адрес фестиваля «Автоград», на котором дебютировала группа «НЗ», трансформировавшаяся потом в ВИА «ВОЛГА-ВОЛГА». Ну, и, разумеется, были – и «Титаник», и «Ира», и даже совсем уж редко исполняема «штучка из прошлого» «Гуси-лебеди».

 Лучше всего о происходящем говорит тот факт, что в зале вовсю пели вместе с музыкантами, и вовсе не потому, что об этом просили. Просто было тепло, душевно, очень атмосферно! Жаль, если вы этого не видели.

И под занавес

«АКУСТИКА-18» завершилась. Что дальше? Работа над ошибками, формирование понимания, как действовать. Чтобы зал был полон, чтобы музыканты (пусть это и относится не ко всем) не убегали сразу после своих выступлений, чтобы площадка стала местом обменом идеями и опытом. Фестиваль имеет смысл, когда он важен для всех участников процесса. Сложится ли? Это зависит от многих обстоятельств.  

 

Алексей «Алекс» Орлин

Фото: Антон Фаршатов

Официальные итоги фестиваля «АКУСТИКА-18»

Дипломами лауреатов отмечены:

Группа «ВОДА» — «За полное соответствие акустической тематике»

Группа «А-РАЙ» — «За мелодизм»

Группа «МЕРО» — «За интересные, умные тексты»

Группа «Четыре Квартала» — «За мастерство»

«Акустический проект Сергея Гурьянова» — «За  яркую лирику»

Луиза Шустова – «За яркий дебют»

И персонально:

Александр Никифоров («Четыре Квартала») – «За интересную гитарную подачу»

Елена Хорошевская («ВОДА») – «За образность»

Отдельное спасибо:

Детской музыкальной школе № 4 и лично директору Борису Цирульникову – за предоставленную площадку и активное участие в подготовке и проведении фестиваля

Студии «Нью Тон 63» — за предоставленный аппарат

Константину Комову (звукорежиссёру фестиваля) – за отличный звук

Олегу Татьянину – за дизайн фестиваля

Евгению Коренченко – за ведение фестиваля и запись концертов

Радио «Август» и компании «Лада Медиа» — за информационную поддержку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.