Зима. Стихи. Немков

(проект в «Дилижансе» обретает законченную форму)

Встретиться и соединиться

 

 Живой в своих искренних посылах театр «Дилижанс» и живая музыка – должны были однажды неминуемо пересечься. Вопрос был лишь в одном – когда? Со стартом проекта «Пять вечеров», в рамках которого задуманы встречи с известными в город авторами и составами, музыкально-театральная «комбинация» вошла в фазу, когда все решения уже приняты, остаётся главное – удержать планку на уровне, позволяющем проекту развиваться.

 Застрельщиком системного варианта выступил поэт и музыкант Сергей Немков. Хотя дорожку для него «протоптали» лидер «Воздуха!» Юра Ковшов, чъё выступление в прошлом году на сцене «Чёрного квадрата» стало откровением для многих работников театра, а продолжила в ноябре, возродившаяся после «развала» классического состава «Эмпатия». Однако и тот и другой концерт, при всей их успешности ещё не были оформлены в систему, что, как все понимают, важно для любого начинания.

 Словом, старт проекта «Пять вечеров» был всячески подготовлен. Не случайно в небольшом зале снова случился аншлаг. А атмосфера перед концертом была по-настоящему тёплой. По возрастному составу аудитория собралась достаточно разная, но, что чрезвычайно приятно – все понимали, зачем они пришли. И тут момент весьма интересный. Поковырялся в памяти, попытавшись вспомнить, когда сам сознательно был на вечере, где со сцены должны были звучать стихи, и понял — этого не случалось достаточно давно, лет, ну в общем… цать. С учётом того, что сегодня вовсе не является трендом в компаниях и дома стихи обсуждать, что поэтические вечера и фестивали во многом продукт отнюдь не массовый, а сугубо нишевой, замахнуться на целый поэтический авторский вечер – достаточно смелый шаг. И для автора – Сергея Немкова, и для организаторов.  И риск оказался оправданным.

Изящный мелодический  «коктейль»

 Законы проведения событий подобного рода имеют достаточно чёткую драматургию. Здесь важно тонко чувствовать момент, когда зритель, даже благожелательнейшим образом настроенный, начинает «закисать», устав внимать откровениям автора. Хорошо понимая это, Немков, будучи не только автором стихотворных строчек, но ещё и музыкантом, достаточно точно продумал включение в канву вечера-встречи своих друзей-музыкантов.  Общие выходы, за каждым из которых скрыта своя история, стали не изюминкой или фишечкой, но сугубо логичным дополнением происходящего.

 Такие истории, как, к примеру, создание песни «Осенний экспресс», которую Сергей устав биться с ней (она выходила ну один в один митяевской) отдал Марине Воиновой. У Марины – вещь отлежалась и через какое-то время обрела законченные формы и заиграла собственными красками. Логично, что на нынешнем концерте авторы исполнили её дуэтом.

 Признаюсь откровенно, я не большой поклонник бардов. Однако для меня Марина всегда относилась к категории музыкантов, стремящихся выйти за рамки круга любителей «песен у костра». У неё есть тон и стиль. А это всегда важно. Собственно, поэтому и устремления Немкова-музыканта в сторону более экспрессивной, близкой к рок-н-роллу подаче, для меня лично гораздо привлекательнее узнаваемых, напоминающих бард-мэтров мелодий.

 Посему совершенно не случайно на сцену вышла, ведомая Женей Воиновой, «Вода». Как-то постепенно команда выдвинулась в число наиболее ярких составов Тольятти. Да, это фолковая тема. Да, многое завязано на харизме лидера. Да, проект – весьма амбициозный. Но, кто сказал, что это плохо?! По тому, как «Вода» звучит нынче, вполне можно утверждать, что удалось найти собственный «голос». Если удастся сохранить, не расплескать наработанное, то предстоящие летние фестивали, которых (как признались музыканты) они очень ждут, вполне могут послужить «трамплином» для дальнейшего взлёта группы. Яркой и самобытной.

 Сложнее всего звукорежиссёру концерта Игорю Воронцову пришлось, конечно, с «Эмпатией». Много инструментов, включая пару скрипок и саксофон, много нюансов в выстраивании саунда.  Надо сказать, что для сборных концертов задача решаемая чрезвычайно трудно. Однако опыт взаимодействия с «Эмпатией» у Игоря есть (уже несколько раз он озвучивал их на «АКУСТИКЕ»), поэтому всё прошло достаточно ровно. Да, возможно чуточку выпирал сакс, но в целом картины это не испортило.

 «Эмпатия», кстати, решила повторить композицию, которая в их недавнем сольнике служила своеобразной подложкой для одного из самых мощных (с моей, разумеется, точки зрения) стихотворений Немкова «Мальчики рождаются к войне». На сей раз, Сергей читал его без музыкального сопровождения, а пьеса звучала отдельно. Может быть и зря. Опыт был интересным, и в данном случае, более, чем уместным. Впрочем, и сольно – и та, и другая вещь – заслуживают внимания.

 Что касается конкретного стихотворения, то авторам редко удаётся найти столь личностную и взвешенную тональность, когда дело заходит о величайшей в истории человечества войне. У Немкова это получилось.

 Среди музыкальных выходов, конечно нельзя не отметить появления мэтра Лившица, по-своему прочитавшего одну из песен Немкова, нашедшего для автора тёплые слова.

Надежды маленький оркестрик

 

 Как признавался Немков, из своих тридцати, он уже 18 лет пишет стихи. Полное совершеннолетие! Хорошее время, когда ещё совсем рано подводить какие-то итоги, зато есть возможность трезво оценить сделанное и понять, что с этим делать дальше. Само проведение творческого вечера «Темы и вариации», где ты выступаешь в роли главного действующего лица, а в зале несколько часов подряд сидят, слушают твои стихи, не уходят, поддерживают благодарные зрители – хороший стимул для продолжения движения. И для работы над ошибками. Где-то стоило чуточку «сбавить обороты», где-то убрать ненужный пафос, где-то быть менее многословным, чтобы успеть показать больше именно стихов и песен. Впрочем, всё это личная точка зрения автора материала, вполне возможно, что поклонники Немкова, да и он сам с этим совершено не согласятся. Это нормально. Важно, что строчки Сергея – задевают, заставляют вступать с ним в диалог, спорить… И это – не тексты, это – стихи!

 Если же говорить в целом о старте проекта в «Дилижансе», то можно только порадоваться появлению ещё одной площадки, которая позволяет талантливым людям почувствовать, что они не одиноки, что пишут не в пустоту, что их строчки и мелодии способны согреть не только самых близких. В городе, где, увы, сегодня не так много смыслов, ещё один «надежды маленький оркестрик», как спел когда-то Окуджава, нам точно не повредит.

Алексей «Алекс» Орлин

Фото: Равиль Иткулов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *