Стильно о стильных

(вышла авторизованная биография «Браво»)

 Есть книги, отношение к которым формируется ещё до того, как познакомишься с их содержанием. Для меня одной из таких стала авторизованная биография группы «Браво». Только-только взяв её в руки, видя фантастическую обложку (работа Валерия Барыкина), тактильно ощущая фирменное тиснение, и прочтя аннотации музыкантов, чьим мнением дорожишь, понимаешь – ты на правильном пути. Ну, а уж когда, открыв увесистый томик объёмом в 320 страниц, среди первых фото видишь ламповый радиоприёмник, а следом катушечную «Ноту» и виниловый проигрыватель «Вега», сознаёшь, что делали книгу, люди, не просто обладающие отменным вкусом, но и хорошо знающие эпоху, о которой пойдёт речь. Фотографий внутри много, причём не просто фиксирующих момент, но передающих его настроение. Идёт ли речь о простой (!!) закулисной съёмке, где в кадре культовые вокалисты «Браво»: Сюткин, Агузарова, Ленц (разумеется, вместе с главным человеком команды Хавтаном), или о снимках нарядов Жанны, когда она ещё не была суперзвездой, а косила под шведскую подданную. Снимки в издании расположены так, что привлекают внимание, заставляют сначала, да-да, отнюдь не читать, а именно перелистывать книгу, наполненную духом романтики и истории становления отечественного рок-н-ролла, в которой главные российские стиляги сыграли весьма заметную роль. Ответственный за иллюстрации в макете Александр Литвиненко проделал колоссальную и очень качественную работу. Чем, полагаю, сильно помог автору текста Алексею Певчеву. Понимая требовательность лидера «Браво», его перфекционизм, вполне допускаю, что это был нелёгкий процесс. За более чем тридцатилетнюю историю у группы накопилось немало разных фактов, зацепок и историй, которые следовало совместить воедино, по возможности не допуская явных ошибок. При этом, как читатель, могу засвидетельствовать: какие бы сложные задачи перед автором не стояли, он с ними справился блестяще.

 Все знают, как трудно, погружаясь в большой информационный массив, в нём раствориться, утонуть. Когда накопленные детали не выстраиваются в логическую цепочку, а воспоминания участников за давностью размыты. И в таком варианте порой встречаешь тексты, типа, а в этом году мы они ещё поехали на гастроли, а в следующем записали альбом. Всё вроде правильно, но скучно! Здесь всё иначе. Обладающий лёгким слогом, и совершенно (для меня это всегда важно) не пафосной подачей, автор постепенно вовлекает тебя в историю, когда открыв одну главу, ты погружаешься в такой калейдоскоп событий, что не замечаешь, как ты уже читаешь десятую. Конечно, дело не только в том, что жизнь любой известной российской команды – сама по себе смахивает на приключенческий роман, но в том, что Певчев нашёл слова, интонацию, форму, позволяющую буквально проглатывать страницу за страницей. Главы, кстати, не слишком длинные, в каждой обязательно есть специально выделенные фрагменты прямой речи музыкантов, комментирующих описываемые в ней события. И ход, да, вовсе не новый, но в купе с уникальными фото, к примеру с самого первого публичного выступления «Браво», или с концерта в ДК «Мосэнегротехпрома», на котором «вязали» всех без разбора, каждая история приобретает завершенный, законченный характер.

 За годы, безусловно, о «Браво» написано достаточно много. Многие истории, такие, как, скажем, приходы и уходы Жанны, давно обсуждены и стали достоянием истории. Однако, с учётом статуса книги (всё же авторизованная биография!) вместе с Хавтаном, Кузиным, Степаненко (костяк первого состава)  Певчеву удалось воспроизвести множество моментов, которые раньше нигде не встречались.

Скажем, для меня полнейшим откровением стало то, что самая модная и многочисленная компания стиляг, ездившей на гастроли с «Браво» по всей стране, была не столичной, а пензенской. Причём, судя по рассказанному, они и в одежде были куда круче москвичей…

Конечно, одна из ключевых тем, самым прямым образом влиявших на происходившее с группой, это – история вокалистов. Ведь с каждым из них был связан не просто совершенно определённый период, но и само звучание «Браво». От обладательницы потрясающего вокала, тонко чувствующей текст, умеющей разукрасить тембрально и образно каждую вещь Агузаровой, берущей публику в плен сразу, до Ленца, с трудом входившего в предлагаемый материал, вынужденного поменять саму манеру пения (до этого он пел исключительно по-английски), и ставшего в конечном итоге вокалистом самого Хавтана. А какой всплеск, какой каскад образов, сколько отличных песен, да ещё плюс три хитовых альбома, были сделаны с Сюткиным. Автор сумел достаточно подробно и внятно описать историю появления и расставания со всеми значимыми для «Браво» фигурами, будь то Евгений Осин или Ирина Епифанова, Тимур Муртузаев или Дмитрий Ашман, вне зависимости от того, сколько лет они отыграли в группе.

Подкупает, что даже самые конфликтные ситуации поданы без какого-либо налёта «желтизны». Более того, для каждого из музыкантов бессменный лидер «Браво» нашёл тёплые слова.

 Фигура Хавтана, безусловно, в книге ключевая. А, собственно, разве могло быть иначе?! История «Браво» — это в первую очередь история о том, как растёт, взрослеет, меняется сам и меняет среду вокруг себя талантливый человек. Книга даёт возможность отследить этапы этого роста, понять, что двигало Евгением в те или иные периоды. А они, естественно, были разными. И случались в них и фантастические удачи (их много!!),  и совершенно неожиданные провалы в восприятии публики, как это случилось с альбомом «Хиты про любовь». Будучи человеком талантливым Хавтан не стесняется делиться сомнениями, пытается на наших глазах понять природу собственных ошибок. И это подкупает гораздо больше, нежели бесконечные релизы о достигнутых успехах.

 Отдельный решпект за раскрытие деталей работы с авторами текстов. То, как работает Хавтан, конечно, не «инструкция по применению», но, думаю, многим, особливо начинающим музыкантам, будет любопытно познакомиться именно с этой частью материала книги. Благо, каждый ход иллюстрируется самими получившимися в процессе сотрудничества песнями, которые легко можно найти и послушать. Сопоставив прочитанное с услышанным.

 Очень интересно было услышать мнение саундпродюсеров Кима Брейтбурга и Гиана Райта о студийной работе с музыкантами «Браво». Да и в целом, глава «Бравые люди», полностью состоящая из историй, рассказанных близкими музыкантам (по духу) людьми, подкупает. Каждый нашёл тональность и слова, чтобы пояснить своё отношение к «Браво».

 В самом конце, где речь идёт об авторе, предложено по прочтении «подумать по него что-нибудь хорошее». С удовольствием это делаю! Получилась стильная книга о стильных.

Алексей «Алекс» Орлин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *