«Воскресение». Складывая сложный пазл.

По счастью, встречаются книги, которые не просто оправдывают твои ожидания, но ещё и запускают такую цепочку воспоминаний, что порой уже не ясно: в книге ли происходил тот или иной эпизод, или память услужливо открывает файл из собственного архива. Вряд ли могло быть иначе, если группа, о которой идёт речь, её участники, в разных сочетаниях для тебя вовсе не мифические персонажи — это ты «выпадал в осадок», услышав первый альбом «Воскресенья» (тогда ещё через Ь), потом брал интервью у самых сложных её персонажей, разминувшись в полчаса с самым главным и интересным для тебя (друзья не дадут соврать!!), это ты, со славной компанией,  зажигал под них в «Пирамиде» (спасибо Вовке и Вите!!), а уж количество тех знакомых, кто в разное время был рядом и общался с музыкантами  группы, просто не поддаётся исчислению. И, тем не менее, автору книги об одной из самых честных по отношению к музыке российских команд Сергею Мирову удалось не просто достаточно подробно описать историю создания и развития команды, но и ответить на целый ряд вопросов, которые лично меня интересовали всегда. Так бывает, когда о музыкантах вроде бы давно и всё известно, много чего понаписано, но целый ряд нюансов и деталей не позволяет представлять картину цельной. Ну, например, Сергей сумел привести к каким-то общим цифрам и датам (что с учётом прошедшего времени сделать достаточно трудно) такие моменты, как сам процесс возникновения «Воскресенья», и историю появления на свет его первого, произведшего самый настоящий фурор альбома, прояснить (совсем не опускаясь до «кухонных историй) взаимоотношений ТКНН (так в книге обозначен Никольский) с остальными участниками команды, дать возможность понять, почему из всего наследия «СВ» (потрясающего с точки зрения музыки проекта) для себя ты выделял только один — «Солдат Вселенной». И это лишь маленькая часть очень интересных «деталек», которые Миров сумел найти, собрать воедино, вписать в общую канву повествования.

  Будучи человеком, находящимся практически внутри процесса (Миров – был участником групп «Город» и «Фэн о`Мэн», написал несколько текстов для Маргулиса, много лет дружен с участниками большого «ВОСКРЕСЕНИЯ», в орбиту которого входил не один десяток персонажей), автор книги, с одной стороны получил прекрасную возможность для неформального общения «за чашкой чая» с большинством из них, что, безусловно, помогало по крупицам восстанавливать события, обросшие за годы невероятным количеством версий, а с другой легко мог скатиться к написанию неких «баек из жизни музыкантов», коих в загашнике у каждого из них немеряно… Однако автор не дал себе слабости пойти именно по такому пути. Даже там, где не удавалось прийти к какому-то единому знаменателю (скажем в странной истории с неучастием в юбилейных концертах, посвящённых десятилетию группы её отцов-основателей  Сергея Кавагоэ, Евгения Маргулиса, Алексея Макаревича) Миров нашёл ход, дав возможность описать происходившее всем его участникам. Обозначенное ими отношение  (отметим, отъявленно разгильдяйское), возможно, и есть ответ на вопрос: почему?

 При этом, что чрезвычайно  ценно, с моей точки зрения, автор вовсе не стремится оставаться сторонним наблюдателем. Обладая достаточно полным набором фактов, он оставляет за собой возможность обозначения собственной позиции. Это важно, потому что история «Воскресения» — это, во-многом, история развития всего отечественного рок-н-ролла – со взлётами, падениями, левыми концертами, запрещающими списками, стадионными концертами. Основные события из жизни «Воскресения» просто невозможно рассматривать в отрыве от того, что творилось в это время в стране, впрочем, не только в ней.

 С точки зрения композиции, Миров не пошёл по стандартно-очевидному  пути (хотя тот тоже имеет место быть) – не став делать каскад интервью, соединив это авторскими «вставочками». Все главы, замечу, достаточно короткие, хоть и наполнены фрагментами диалогов, тем не менее, исполнены автором динамично, в движении. Он не даёт «уснуть» — только ты настроился на развитие темы, как тут же начинается следующий сюжет. Это придаёт повествованию ритм, делает его максимально приближённым к жизни, где в течение дня порой происходит столько диаметрально разных событий.

 К достоинствам автора отнесу и очень внятные его аргументы относительно того, чем принципиально отличается тот, кто живёт в рок-н-ролле, от тех, кто красиво и правильно аранжировано играет рок-аккорды. Ещё один любопытнейший момент связан с тонко подмеченным моментом перехода музыкантов от авторской к продюсерской музыке. Чрезвычайно интересно!!

 Ещё один несомненный плюс книги – в ней нет попытки нарисовать этакий коллективный портрет рок-героев. Музыканты «Воскресения» предстают здесь абсолютно живыми людьми, при этом каждый со своим характером, со своими милыми и не очень особенностями. Их умение, как у любого из нас, совершать самые разные поступки – делает текст внятным и правдивым. То есть мы, конечно, никогда не сумеем до конца прояснить подоплёку тех или иных историй (в собственной то жизни это не всегда возможно), но хотя бы имеем возможность понять логику тех или иных действий персонажей, то, что готовило саму возможность их совершения.

 Думаю к радости автора, да и читателей тоже, большинство собеседников-героев повествования – люди вменяемые, ироничные, способные посмеяться над собой, не склонные заниматься «украшательством».

 А ещё Мирову удалось внятно прояснить и подтвердить это аргументами, почему Романов так редко пишет новые песни… и ещё много-много всего, что порадует настоящих «гурманов», и даст повод задуматься тем, кто знаком с «Воскресением» не слишком хорошо.

 В общем, задело, зацепило! Эта книга из тех, что хотелось бы иметь у себя, рядом с главными (по личному мнению) российскими рок-раритетами. Особо это актуально с учётом тиража. Хотя пока ещё пара книжек в Тольятти есть!

Алексей «Алекс» Орлин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *