Пунктиры цепляющих строчек

Пунктиры цепляющих строчек

(глубоко личные впечатления от нового альбома «Конторы Кука»)

Знаю, что кому-то это покажется неправдоподобным, но все последние годы, ближе к осени, я начинаю ждать новый альбом «Конторы Кука». Казалось бы, столько классной музации вокруг, каждый день в личке – море ссылок, и что-то даже по-настоящему цепляет, однако ж, вот. И ведь примерно понимаешь, каким образом это будет исполнено, отлично представляешь видеоряд и персонажей, более того, видишь и движение, поскольку Кук так или иначе описывает этапы, но в тоже время, всегда рассчитываешь удивиться. И, как правило, не обманываешься в своих ожиданиях. Разрозненные, часто казалось бы хаотичные фрагменты  эпохи, в руках Кука и его партнёров начинают обретать, выстраиваясь во вполне логичную событий, захлёстывающую морем эмоций (разных), заставляющих что-то вытаскивать из глубин своей памяти. «Mein lieber friend» — так самарцы назвали свою новую работу, «раскочегарил» по полной.

Уже в самой первой вещи «Когда они приедут» умело создаётся настроение ожидания. Чего? Ну, можно предположить какого-то важного визита. Родственников? Родителей из далёкой поездки? Возможно. Это не так важно. Главное помнить, что «завтра пятница, а они приедут только в субботу». Традиционные конторские барабасы на первом плане. Много умело придуманного шума. И пока ещё только начинающий по-настоящему пробиваться сакс. Ты понимаешь, что ждать уже практически физически невозможно, но ведь нужно, а?!

«Прикинулся спящим» — достаточно подробное описание появления главного (пусть и не лирического героя) на свет. Соответствующая комментариям, инструментальная канва. Отнюдь не мажорная по настроению. Надтреснутый речитатив Кука, констатирующего, что прикинуться спящим не получилось, попытку раскусили. Нойз. И вдруг внутри – интересный, заставляющий как-будто глотнуть воздуха, мелодичный клавишный ход. А ещё – сумасшедший атональный сакс, чем-то неуловимо напоминающий партии Чекасина, сыгранные на культовом уже давно «Радио Африки».

Ну а затем приходит «Суббота» и совсем иным становится настроение. Более светлым, по «конторским» меркам вполне даже лиричным. И ты вспоминаешь, как же это классно, когда можно ничего не делать, лежать на подоконнике, смотреть на жизнь за окном, пока взрослые решают, как распланировать день. Не смущают: ни самый облезлый пейзаж за окном, ни дождливая погода. Зато, шлепая по лужам (вместе с выпуклыми клавишами), в конечном счёте, попадаешь на почтамт, и можешь часами любоваться этой рыжей девчонкой. Ещё не вполне отдавая себе отчёт, что именно так и приходит первая, детская наивная влюблённость. Светлая и чистая.

Пунктиры цепляющих строчек«Что она скажет» — на мой вкус, совершенно чумовой трек. Здесь гитара начинает давать жару с самого начала, ближе к «апофигею» раскручиваясь до выносящего мозг психоделика. Вкупе, разумеется с другими инструментами. Это, надо заметить, вполне узнаваемая история про секс и женскую логику, ну, или наоборот. Тут и Гуров расстарался вовсю, обвесив все «смысловые изыскания», доносимые Куком, целым каскадом разных шумовых прибамбасов. Сакс здесь не даёт задремать, местами действуя в духе лучших классических джазовых историй (Могилевский – мастер!!) За соло, придуманное в коде – десять баллов!

И, да, разумеется, она так ничего и не сказала…

Идущий встык «Заговорённый вход» начинается с ритмичной гитарной раскачки. И вроде бы это не совсем в духе «Конторы». Хотя, именно этим она и хороша. В момент, когда ты кажется уже всё про неё понял, компания совершает неожиданный поворот. В этой вещи, насквозь пропитанной иронией, Кук вволю постебался над знакомой каждому рок-н-ролльщику историей про знакомство с дамой, начавшееся на флэту у Свана. Местного колорита добавляет и вполне явственная географическая привязка. Безымянская ТЭЦ – это внушаеть!! Ценно, что тут парни не переборщили с набором звуков, не заглушили Кука. Так и представляешь, как он щурится, распевая эти «куплеты».

Мощный центровой блок альбома продолжает «В районе десяти». Здесь музыканты  сыграли  такие мелодические вещи, как, уверен, вполне сознательный ход, явственно напоминающий резниковское «Спасибо за день, спасибо за ночь». А по настроению, по развитию темы, сразу вспомнилась «Сладкая N» Майка. По смыслу – история о дружеской гулянке. Классной и бессмысленной одновременно. Когда вдруг понимаешь, что время остановилось. И ты то ли уже в сегодня, то ли ещё во вчера…

Философская «После столетней войны» нашпигована таким количеством символов и отсылов, которые вроде бы даже трудно представить в одном месте. Тут и знаменитый фильм «В шесть часов вечера после войны», и не менее известное митяевское «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»,  и «Поезд в огне» БГ, и много чего ещё. То есть использована целая россыпь «культурных кодов». Причём не одного поколения.  Предпринята попытка осознания происходящего с нами после стольких «катаклизмов». Объединяет происходящее, как бы завершая пазл (хотя как его можно завершить?!) – сильный рефрен-припев «День в день, час в час, минута в минуту, после столетней войны».

Продолжает, начатое предыдущим треком, «Бензоколонка, полдень». Слушая которую, невозможно не вспомнить ночные посиделки на кухнях, с вином и, конечно, бесконечным чаем.  Узнаваемо. Настроенчески.

«Хамелеон» — ещё одна живая картинка, напомнившая об эпохе повсеместных малосемеек и всего, что с этим было связано.

В «Неосторожно» главный герой витийствует на тему хрупкости почти всего, что нас окружает. Нам порой кажется, что столь стабильны вещи, столь крепки связи. Но случается «порыв ветра» и рассыпаются самые сложные конструкции. И никто не знает ответа, как с этим бороться.

Заглавная вещь альбома «Mein lieber friend» поставлена самой последней. И здесь воспоминания о приятных минутах, о счастье, бывшем так близко. И всё бы ничего, но как-то насторожила самая-самая концовочка. Не музыкально, не стилистически, смыслово.

Не буду утверждать, что новый альбом «Конторы Кука» будет каждый день присутствовать в моём плейлисте. Он не из тех, что можно слушать в текучке, суете, беготне. Это как серьёзный разговор по душам, который невозможен, когда встречаешься с близким человеком на бегу. Чтобы всё состоялось, нужно настроиться на соответствующий лад, смотреть друг другу в глаза, и не делать постоянных попыток украдкой взглянуть на часы. Но, право слово, это честная и мощная штука.

Алексей «Алекс» Орлин

 Фото: Полина Елизарова

Оформление обложки: Елена Загороднева

P.S. Вполне допускаю, что Кук подразумевал в каких-то вещах — нечто совсем иное, нежели сумел разглядеть автор.  Так ведь каждый из нас всегда рисует для себя свою историю.

P.S.P.S.  Я вот всё-таки думаю, может она всё же скажет что-нибудь?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *