Музыка улиц. Нижний.

Часть первая. Лирическая

Этот город берёт в плен сразу. Особенно того, кто быстро срывается с места, и готов активно шевелить конечностями. Ибо перемещаться по Нижнему Новгороду можно в основном либо вверх, либо вниз, и совсем мало по горизонтали. Расположенный на высоком берегу, откуда с разных точек открывается потрясающая панорама, раскинувшийся на стыке Волги и Оки, Нижний прочерчен оврагами, над которыми нависают пешеходные мосты такой высоты, что с них легко прыгают любители полётного экстрима, делая в полёте сальто, и раскачиваясь на крепеже с большущей амплитудой. Вся центральная часть бывшего купеческого города – предоставляет неограниченные возможности для прогулок. Хочешь, можешь начать с верхнего променада и двинуться внутрь; хочешь, можешь спуститься на следующий уровень; хочешь, можешь гулять по нижней набережной, забредая на спортплощадки и любуясь четырёхпалубниками в порту. И, конечно, никак не миновать Кремль. Он в полном порядке: чистый, ухоженный, большой и… дружелюбный. Бродя по территории крепости, любуясь мощью её башен, даже не сразу понимаешь, что рядом, в шаговой доступности, расположены учреждения представительной и исполнительной власти. Никакой «распальцовки», столь любимой чванливым чиновничьим народцем, частенько обретающим вместе с мандатом чувство своей бесконечной значимости, и старающимся быстро – охраной и шлагбаумами огородиться от тех, кто им эту власть доверил. В Нижнем (говорю, естественно, лишь о том, что видел) это не бросается в глаза. Может и потому тоже, одно из главных конкурентных преимуществ Нижнего – полнейшая эклектика в архитектуре. Причём, привлекательная. В ней совершенно органично сочетаются особняки 18-го века с опытами конструктивистов, а постройки советской эпохи оттеняют такие воплощённые в жизнь проекты, само наличие коих (по смелости замысла и лихости подходов) абсолютно исключено, к примеру, у нас в Тольятти.

 Нет мелочей в организации жизни городского пространства. В нём всё связано.

Часть вторая. Обзорная

В силу разных причин музыка нижегородцев как-то оставалась для тольяттинцев штукой не слишком изученной. Не в том смысле, что кто-то из продвинутой публики не знает корней Чижа (он из Дзержинска), Полковника, «Хронопа» или братьев Кристовских. Говорю исключительно о горизонтальных, постоянно действующих связях, которые у нас сложились с Казанью, Саратовом, а теперь и Ульяновском. Из нижегородского десанта в голову приходит лишь пару раз докатывавшееся до «Автоградов» «Предпоследнее искушение», запомнившееся отменным шоу с участием весьма колоритного карлуши. Да и это было уже давно. Между тем город живёт полноценной музыкальной жизнью, выплеснувшейся с приходом тепла на улицы. Для того, чтобы в том убедиться, стоило пройтись вечерком по центру. В первую очередь, конечно, по Большой Покровской.

 Первая компания живых музыкантов встретила нас на площадке возле ланч-кафе. Парни, уже достаточно зрелые, вытащили прямо на улицу аппарат и развлекали публику вполне адекватной и привычной для нынешней российской площадки программой – перепевами известных российских и западных хитов. Сделано всё было без блеска, но вполне добротно, что подтверждало присутствие достаточно активной и многочисленной группы зрителей. Позже выяснилось, что подобная практика для Нижнего – дело обычное. Заведения получают возможность привлечь к себе внимание, а музыканты – отличную площадку для обкатки своих идей.

 Движемся дальше и завороженно останавливаемся перед худенькой, какой-то одухотворённой девушкой, в руках которой… арфа. Играет она поверх подложки, что ни в коей мере не умаляет мастерства, более того, вполне оправдано в условиях гула  многотысячной, фланирующей по нижегородскому Арбату, а также  присутствия многочисленных  конкурентов. Чарующие мелодии арфы как-будто подвисают в вечернем, наполненном запахами и ароматами воздухе, заставляя, пусть на несколько минут замедлить движение  прикоснуться к красоте.

 Следующая музыкальная остановка – возле типичной для любой пешеходки компании. Чёрные джинсы, чёрные футболки и маечки, фенечки на руках, рюкзачки за спиной. Пара колонок, микрофон. Стандарт. И вроде бы чего?! Однако вынуждены притормозить, поскольку бородатый паренёк с гитарой – поёт Летова практически в ноль. Очень близко по тембру, по голосовым приёмам, по скупой точности, бьющих наотмашь фраз. Внушаетъ!! Сразу врубаешься, начинаешь подпевать: «Всё идёт по плану!»…

 Не случайно упоминал про эклектику городского пространства. Она находит продолжение и в музыке.

 Скажем, в районе потрясающей смотровой площадки возле «Азимута» (особенно впечатляет вид оттуда ночью) – компания другого толка. Две машины, генератор, пульт. И перед вечерней дискотекой вполне забавная викторина, посвящённая пристрастиям поп—звёзд. Мы попали на вопросы о любимых блюдах Егора Крида. Публика соответствующая – стайки юных леди. Ведут себя активно. Реагируют на вопросы. Подпевают. Пританцовывают. Каждый выбирает то, что ему более по вкусу. И это правильно. Нормально.

Часть третья. Неожиданно рок-н-ролльная.

 

 В силу местоположения, мы те несколько дней, что находились в Нижнем, постоянно оказывались на площади Минина и Пожарского, то просто не могли не заметить, что возле стен Кремля монтируется мощная сценическая площадка. По обвесу и конфигурации достаточно быстро стало понятно, что готовится событие грандиозное. Реклама, правда, в пределах видимости отсутствовала, но темпы сборки, а затем и саундчек указывали – на субботу. Кстати, про чек стоит упомянуть отдельно. Это достаточно непростая тема. Выйти и отстраиваться в условиях, когда вокруг кипит жизнь миллионного города, и твои привычные и объяснимые рабочими моментами «косячки», слышат тысячи людей, двигающихся по своим делам.

 В общем, в субботу ноги сами привели «на точку». И уже на месте, слушая, давно ставшего для многих культовой фигурой Илью Чёрта из «Пилота», залез-таки в инет, чтобы прояснить статус действа. Это оказался (ни больше, ни меньше!!) – фестиваль «РОК ЧИСТОЙ ВОДЫ», который его идеолог Гоша Крупин оказывается (честно, не знал!) возродил годом ранее. Да, сегодня трудно угнаться за безбашенный возможностями далёких уже девяностых, когда на теплоходе мощный российский рок-н-ролльный десант прокатился по всей Волге-матушке, давая концерты на площадях и стадионах. Настя, «СВ», «АукцЫон», «Чайф», «Телевизор» — такая компания «выносила мозг», оставляя ощущение чистого кайфа от процесса. Участников было гораздо больше. Кто-то уезжал по ходу, кто-то вливался. Было страшно весело и круто.

 И пусть пока это возродилось лишь в качестве  большого стационарного феста, сам принцип – объединения под красивую и правильную идею, заслуживает всяческой поддержки. Похоже, в Нижнем власти это понимают. Нашлись солидные спонсоры. Было выделено козырное место. Приглашена масса классных команд. Что характерно для «РОКА ЧИСТОЙ ВОДЫ» не только из России, но и из Германии, Латвии, Белоруссии.

 Из того, что удалось увидеть, зацепил уже упомянутый «Пилот», порадовали своим умело организованным раздолбайством парни из «Трубецкого». Главным же «блюдом» вечера, и насколько мог убедиться не только для меня, стал «СерьГа». Галанин, с которым довелось быть знакомым лично, как немногие из рок-н-ролльной братии, имеет чувство меры, времени и такта. Скажем, он не пошёл на поводу у ведущих, предлагавших использовать эмоциональное разрешение мэра города, продлить выступление на полчаса, отыграл сверх положенного пару вещей и поблагодарил за внимание. Сделав это так, чтобы все поняли и остались довольны. Сознавая, что есть правила проведения таких событий,  не желая хоть как-то подставлять организаторов.

Что касается программы «СерьГи», то, разумеется, включала она все главные хиты. Благо, в последние годы, в отличие от достаточно долгого периода до этого, они стали один по одному появляться. Право слово, Сергей как никто заслужил, чтобы быть на виду. Мало того, что он чертовски фактурен, так ещё за годы, проведённые на сцене, научился очень качественно и мощно подавать материал. А уж когда перед  тобой, настроенная на позитив многолюдная площадная аудитория, когда идёт дикий обмен энергией, когда происхоящее транслируется на огромные экраны, давая возможность разглядеть детали даже тем, кто находится далеко, тут всё в руках музыканта. Выходи, и играй так, чтобы удовольствие получили все. Именно так и происходило.

 К чести технической команды, звук был на уровне. Понятно, что имело место отражение от домов, что в разных местах звучание было разным по объёму, но в целом, это было достойно.

 Порадовала публика. Не видел пьяных. Да, танцевали, пели, прыгали, бродили, но без агрессии по отношению к окружающим. А тут были люди совершенно разного возраста.

 Понятно, что главный хит «А что нам надо» пели хором… ну как иначе?!

 Классно, что возродился именно проект, поскольку на следующий день было запланировано убрать территорию любимого места отдыха нижегородцев – гребной канал. И там планировалось выступление таких матёрых людей как Вадим Демидов («Хроноп»). Мы же знаем, что событие становится настоящим, когда дело не ограничивается только непосредственно концертом. Пусть он и главная, манкая часть процесса.

Часть четвёртая. Обнадёживающая

Все понимают, что стоит перемещаться. Если есть возможность. Будет классно, если наши команды найдут дорожку на площадки Нижнего, а музыканты оттуда поедут к нам. Но даже если этого не случится, приятно сознавать – движение живёт и будет жить. Вне зависимости от  трудностей очередного сложного периода в истории.

Алексей «Алекс» Орлин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *