Правильная точка перед паузой

(впечатления от концерта «Четырёх Кварталов»)

 

Особенности подготовительного периода

 

 Выглядит несколько парадоксально, но становится уже традицией, когда ожидаемые концерты, для меня начинаются с несовпадения во времени. Понятно, что было трудно избавиться от искушения попасть на финальный, венчающий апрельско-майский тур в поддержку акустического альбома «Письмо», концерт «Четырёх Кварталов». Не так много на тольяттинской площадке команд, которые не играют в рок-н-ролл, а искренне делают его. Так вот сам ведь анонсировал концерт, сам смотрел в книгу, а что увидел?! Словом, вместо того, чтобы прибыть в «Кирпич» к началу девятого, подтянулся к семи. Понятно, что кроме двух ещё таких же бедолаг, в окрестностях заведения никого и не наблюдалось. Оставалось только зайти внутрь, чтобы пообщаться с хозяевами, которых, признаюсь, давненько уже не лицезрел живьём (общение в сети засчитывать не будем). С Димой, пользуясь внезапно образовавшейся паузой, обсудили ряд прошедших концертов, а также договорились вместе подумать над вариантом приглашения одной любопытной французской банды. С Ириной, порадовались встрече, поговорили об общих знакомых и событиях начала года. Рената и компании на горизонте не обнаруживалось, посему успелось ещё и на встречу с человеком по-быстрому сгонять, благо живёт он в пределах досягаемости.

«Кварталы» подтянулись ровно к началу. На моё шутливое: «Ну, чего, звёзды!», Ренат только устало  улыбнулся, заметив, что опоздания пока что не случилось, пообещав чуть позже рассказать, почему не удалось добраться заранее. Чек вышел стандартным, не слишком затянутым. Благо Саша Никифоров сам включился этот процесс. И, казалось бы, чего тут настраивать, когда речь идёт о двух акустических  гитарах, но специфика точно есть, ибо Натфуллин совершенно чётко понимает, какого именно звука он хочет добиться. Плюс свою, как он заметил малую перкуссионную (назовём её условно так) установку развернул  Сергей  Кучин.  Основу её составили вполне уместные в данной комбинации бонги, дополнили всевозможные «шумелки» и «трещотки», а увенчал композицию Бар Чаймс, состоящий из вертикально подвешенных трубочек разной длины, которые при соприкосновении друг с другом издают интересные переливчатые звуки.

Ренат, добиваясь искомого звучания, успел, отстраиваясь, сыграть по куплету из половины программы. Не на полную мощность, разумеется, но достаточно бодро, даже слегка озадачив часть публики, временами начинавшей думать, будто концерт уже запустили. Ан, нет. Всё как положено. Чек. Маленькая пауза. И вот, уже: «Добрый вечер, Тольятти! Мы очень ждали этого концерта. Он, правда, важен для нас». Поехали!

 

Не жалея пальцев и связок

 

Много лет зная  Рената, не устаю удивляться, насколько он выкладывается, выходя на сцену. И неважно, двадцать ли человек в зале или полный биток.  С последним у нас в последнее время, правда, напряг. И группу давно знают, и следят за её подвижками, и Рената уважают, и оценивают его искренний подход к делу, и концерт был последним перед большой летней паузой, и премьеры готовили специально к этому выходу, а вот, подишь ты, стандартная немногочисленность. Народ, что было приятно, подобрался активный. Ладошек не жалели, и даже хором спели (куда же без неё?!)  «Дальнюю дорогу», написанную уже больше двадцати лет назад, прижившуюся, любимую, что характерно не только автором. Юра Ковшов, пришедший поддержать Рената, кстати, признался, что давно уже хочет сам её спеть. В своей, разумеется, манере.

Впрочем, до «Дороги» много чего было показано из того, что появилось на свет в последнее время. Да в сети многие вещи уже можно послушать, в том числе в практически готовом варианте, но концертной подачи ничто не заменит. Тем более, что играли парни в полном акустическом раскладе: Дима Корноухов, специально подгадавший под тур свой отпуск, отвечал за вторую гитару, а Сергей Кучин, принимавший участие в студийной работе, пришёл поддержать парней и во время «зелёного концерта».  То есть можно было составить достаточно полное впечатление о том, как группа может звучать в её нынешнем формате. Увиденное — впечатлило. Было, правда, видно и слышно, что Ренат изрядно подсадил связки в ходе поездки. От этого порой, там, где требовалось чисто выйти на ноту, приходилось добавлять воздуха и брать экспрессией. Возможно, в каких-то вещах не хватило более чёткого акцентирования — играть голосом, делать требуемые паузы можно, когда голосовой аппарат находится в менее напряжённом состоянии. Однако, все эти нюансы никак не заслоняли главного – отличных песен. И «Пёс», и «Своя игра», и «Пепел и дым», ну и, разумеется, пронзительное посвящение СашБашу «Сахар рассыпали днём» — бьют по нервам, не дают расслабиться, заставляют  внимательно всматриваться в галерею образов, созданных и оживлённых автором.  В том, что делает Ренат, нет ничего высосанного из пальца, но в то же время (и это хорошо!!) нет и бесконечной «песни нанайца», поющего исключительно о том, что он видит вокруг. Отличительная особенность нынешнего Натфуллина – умение перемежать вещи, наполненные суровой прагматикой, другими, где, будто вдруг меняются краски, где появляются светлые и красивые строчки. Иначе, откуда бы взялось  то же уже давно живущее своей жизнью «Небо в серебре», или  та же «Осень». Последняя, вообще, как-то отчаянно нежно прозвучала именно в акустике.  Программа, что приходит  исключительно с опытом, постоянной работой на сцене, строилась таким образом, чтобы максимально полно выполнить главную задачу – показать прообраз того материала, который осенью должен выйти на «Бомбе Питер» в виде акустического альбома «Письмо». Остальные, прозвучавшие композиции (а в целом их набралось в районе двух десятков!!) призваны были  достойно дополнить «основное блюдо». Понравилось, кстати, что Ренат постарался выдержать, придуманный концепт до конца, не став, даже по просьбам хороших людей, играть те песни, что не были отрепетированы.  По всему, ему очень хотелось показать, что в акустическом, выбранном им на данном этапе варианте подачи, можно не только выиграть за счёт исключения неизбежного при электричестве «шума», но и подходов акустика, в части аранжировки, требует серьёзных. Что доказывали и интересные ритмические переклички двух гитар, и очень взвешенные, может быть редко выходящие на первый план, но от этого не менее интересные партии Димы. Мне кажется он вполне понимает – его главная задача помочь лидеру сказать задуманное, не оставить ненужных пустот.  Тут нет погони за красотами, есть работа на общий концепт.

Ну а про участие Кучина так и вовсе стоит сказать отдельно.  Мне до этого момента не приходилось видеть Сергея в работе. Да, слышал о нём, знал о его помощи «Кварталам», но никогда не сталкивался. Очень жаль. Потому как такой матёрой, фирменной перкуссии я в Тольятти давно не встречал.  Ведь, что выделяет мастера?  Правильно, умение сыграть ровно столько, сколько требуется, при этом точно и «вкусно». Так вот Сергей, имея под рукой довольно большой «арсенал» был важной частью общей игры, давая звук именно в том месте, где он был нужен, добавляя красок в историю двух гитар. Не удержался, после концерта подошёл к Сергею, пожал руку, поблагодарил за удовольствие. Он держался спокойно, достойно, как и должен делать это взрослый, многое умеющий музыкант. Для меня – настоящее, личное открытие. Решпект!

Концерт «Кварталов», в том числе, за счёт неуёмной энергии Натфуллина –  это всегда «поле высокого напряжения». А поездки и встречи, концерты на разных площадках, расширение круга знакомств, не только сделали его сценически более уверенным, но совершенно явно влияют на появление песен, которые прежний Ренат вряд смог бы написать. Изменения, во всяком случае, на данном этапе, ему в пользу. В текстах больше не увиденного, а переосмысленного. А это важно для любого творческого человека. Никогда не было сомнений в правдивости, умеющего выживать и отстаивать свои права выходца из суровых тольяттинских кварталов. Это важно. Но не менее важна внутренняя работа,  без наличия которой, невозможно двигаться дальше. Мне представляется, сам Ренат сегодня это тоже понимает.

 

Часть третья. Закрытая  

 

 Далеко не после каждого концерта хочется продлить общение, не только с теми, кто был с тобой рядом, но и с самим музыкантами. Тут случай особый. С Ренатом не виделись давно, и когда он попросил не торопиться уходить, отказаться было трудно. И в импровизированной гримёрке за сценой мы вместе с Юрой Ковшовым ещё достаточно долго проговорили с музыкантами. Не только о концерте, хотя, конечно, и о нём тоже. Но всё-таки больше о туровых историях. О совершенно неожиданном квартирнике в Уфе; о публике, сильно отличающейся своим поведением, своими эмоциями в разных городах; о всяческих дорожных приключениях.  А ещё об альбоме, о записи гитарных партий, о том, какой продукт, в идеале хотелось бы увидеть в итоге. Характерно, что никакая «дорожная пыль», всевозможные накладки и обстоятельства абсолютно не сбили упрямого настроя лидера «Кварталов», признавшегося: «Я очень рад тому, что мы едем. Жалею только о том, что не делали этого раньше!»

Как это часто бывает в таких импровизационных «посиделках», Рен загорелся и показал совсем недавно написанную песню про Арзамас. Видно было, что эмоции его пока ещё не отпустили, хотя усталость всячески пыталась их приглушить. И возможно мы проговорили бы ещё, но, как выяснилось, в клуб, зная, что Ренат играет здесь вечером, приехали гости, которых надо было встретить.

Когда мы выкатились на улицу, ночь уже накрыла город. На небе высыпали звёзды, которые так хорошо видны на опушке леса. В вечерней прохладе дышалось легко и свободно.  Как это и должно быть после полученного удовольствия от действа и встречи с хорошими людьми.

 

Алексей «Алекс» Орлин

 

P.S. Утром следующего дня, открыв почту, я получил письмо от Рената, в котором он делился строчками, написанными этой ночью. Процесс продолжается!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *