«АКУСТИКА-17»: бренд, споры, шаги, истории

(размышления об итогах прошедшего фестиваля)

 

Сохраняя бренд

 

Хорошее дело бывает чертовски трудно запускать, но чрезвычайно легко разрушить. Примеров тому – тьма. Каждый из вас их имеет в избытке. Поэтому, возродив после долгой паузы в 2012 году «АКУСТИКУ», команда организаторов настроилась на движение по длинной дистанции. Отчётливо понимая, что вряд ли дорога будет устлана розами. За это время случалось разное: менялись площадки, наблюдались как мощные аншлаги, так и полупустые залы, менялись эксперты и музыкальное наполнение программы. Неизменным оставалось устойчивое желание –  держать удар, максимально сосредотачиваться на сути, а главное делать всё, чтобы все знали: придёт апрель, а с ним и очередная «АКУСТИКА». Бренд становится устойчивым только при таком раскладе.

Сейчас, когда все треволнения позади, и уже ничего не исправить, можно смело сказать – «АКУСТИКА» получилась! В том числе и потому тоже, что никого из музыкантов не пришлось уговаривать выступить. Наоборот, желающих было в избытке и многим пришлось отказывать. Кто-то не дотягивал до уровня, кто-то  просто пытался «зайти на чужую полянку» (речь об откровенных попсовиках-затейниках), кто-то, даже вроде бы чего-то умея, не смог показать способностей «держать зрителя».  С одной стороны, это вроде бы внутренняя кухня, с другой, он служит прямым подтверждением – фестивальная идея живёт, она востребована, в ней есть логика и смыслы.  Особенно приятно было видеть в зале много молодых ребят и девчонок, из числа тех, кто раньше не были на наших фестивалях. Порадовало и то, что многие музыканты на сей раз вели себя не в рамках нынешнего существования на музыкальной площадке. То есть «не сматывали удочки» после своего выступления, а смотрели на то, что делают другие. А это, собственно, одна из отличительных особенностей «АКУСТИКИ»: создать площадку, на которой не только играют, но и общаются.

Порадовал тот факт, что зрителей стало больше. Нет пока ещё не дошли до «битка», но это явный шаг вперёд в сравнении с годом прошлым, а уж тем более с «АКУСТИКОЙ-15».

Даже не хочется в сотый раз тратить время на объяснение отсутствия  полноцветных плакатов, которыми был бы завешен весь город, о мощной рекламной компании во всех СМИ, включая телевидение, об атрибутах, способных радовать и через годы – футболках, кружках, авторучках, да много ещё о чём… Имеем – ровно то, что имеем. И, если вдуматься, не так уж и мало. Один только баннер на сцене чего стоит!!

И тут самое время подчеркнуть – идеи организаторов разделяют и поддерживают многие. Иначе, зачем бы Игорь Воронцов повёз аппарат из своей заволжской глубинки и отработал за ним целый день; а Олег Татьянин год за годом старался изобрести что-нибудь новенькое, делая всю «обложку» «АКУСТИКИ», а эксперты, люди весьма занятые, тратили субботний вечер, эмоции, нервы на отслушивание участников и аргументирование собственной точки зрения (и это гораздо лучше, нежели сонное безразличие!!!).

Из таких отдельно взятых векторов собственных усилий десятков  людей, складыается событие под названием «АКУСТИКА».

И, конечно, как было раньше, и надеюсь, будет в дальнейшем, на нынешнем фесте хватало того, что стоило посмотреть, и того, что хотелось обсудить.

Последовательно, вверх

 

Стабильность площадки хороша ещё и тем, что позволяет достаточно объёмно увидеть и оценить развитие музыкантов во времени. И всегда приятно видеть, как шаг за шагом люди продвигают свою тему, каждый раз, пусть на ступеньку, но поднимаются вверх.

И отлично, что нынешняя «АКУСТИКА-17» началась с выступления Ани Ромашкиной. Она выходила на фестивальную сцену не раз. И сольно, и в группе. Но, пожалуй, только в прошлом году сумела заставить мурашки бегать по коже. Видимо, в силу разных причин, произошёл тот самый внутренний «переплав», позволяющий поделиться с окружающим миром строчками – волнующими, будоражащими, кричащими. В плюс Ане пошёл и отказ от некоторых вокальных приёмов. Она стала ровней с точки зрения исполнения. Смысл перестал теряться за формой. Ей есть о чём сказать. Это ценно. В её песнях – зашкаливают эмоции, отражая кипящие внутри, нешуточные страсти.

Открытие прошлой «АКУСТИКИ» Яна Смутина на сей раз, возможно, выступила не так ярко. И это, на мой взгляд, вполне объяснимо. Яна взрослеет, меняется, учиться примерять новую реальность с собой. При этом она по-прежнему сочиняет и исполняет свои песни именно на английском. В какой-то мере такой подход затрудняет дорогу к зрителю (не все далеко у нас хорошо знают язык). Однако основная трудность «контакта» не в этом. Яне предстоит научиться  общению с залом, объяснению своих историй. А это уже следующий шажок на пути к тому, чтобы состояться. На мой вкус, Яна даже прибавила в подаче. Она по-прежнему отчаянно рок-н-ролльна по своей вокальной энергетике. Рискну предположить, что где-то ждут своего часа музыканты, способные придать песням Смутиной достойное обрамление.

Настя Шмелёва блестяще выступила на «АКУСТИКЕ-15». Запомнилась, зацепила. А ещё, что, наверное, очень важно – никуда и не пропадала. Последовательно занимаясь музыкой, Настя периодически совершала «выходы в свет»: то целым блоком в программе «FM», то достойным выступлением на фестивале в Ульяновске, то появлением в сети новой песни. Поэтому для меня – её отличный сет на «АКУСТИКЕ-17», стал не удивлением, а скорее вполне ожидаемым успехом. У Насти отлично получаются песни и других авторов, и свои собственные. Здесь вопрос только в том, чего она хочет для себя, что ей нужно, что ближе. Природные данные, трудолюбие, фактура (это имеет значение для сцены) – у неё есть. И отчётливо виден потенциал. На «АКУСТИКЕ», в сопровождении  достойной компании («FM»), она порадовала, доставила удовольствие.

Порадовал, возможно, один из самых недооценённых тольяттинских музыкантов и авторов Игорь Доронькин («Внимание»). Он очень давно в движении. Но всегда как-то чуточку в тени. На предыдущих «АКУСТИКАХ» всё время возникали какие-то неувязочки и нестыковочки. А тут ещё целый год шёл достаточно непростой процесс создания полноценного состава. Но пришёл день «АКУСТИКИ-17» и Игорь выдал один из лучших своих мини-концертов. В акустическом варианте так уж точно. Невозможно не оценить в том, как команда прозвучала, присутствие жёсткой, умелой руки Макса Халилова. Все знали, что Игорь пишет хорошие тексты. Честные. Не претендующие на супер глубину, но способные  вызвать сопереживание, разной силы эмоции. И новые подходы к построению донесения материала (в том числе интересные голосовые «заходы» вдвоём с Халиловым) позволили строчкам Игоря зазвучать иначе. Современно. Доходчиво. Теперь задача – не растерять найденное.

Подтверждая уровень

 

Фестивальная тема хороша ещё и тем, что она позволяет выходить в рамках одной программы и тем, кто давно уже всё доказал и состоялся, и тем, кто находится в начале славного пути. Помнится «мэтры» периодически бурчали: «Да, что мы, надо давать дорогу молодым. Мы можем и вне конкурса, а то и просто посмотреть». Был и остаюсь категорическим противником такого подхода. И объясню почему.

На конкретных примерах. У Юры Ковшова, известного по всей стране, автора отличных песен, лидера группы «ВОЗДУХ!» не так давно случился творческий вечер в театре «Дилижанс». Более половины пришедших, написала потом в книге отзывов, что с удивлением узнала о том, что рядом поёт и пишет такой замечательный музыкант. Это я к тому, что любые достижения – были вчера. Их никто не отменит, но зритель – он здесь и сейчас, на этом конкретном концерте. Его надо убедить в том, что ты именно тот, о ком пишут на всех сетевых ресурсах, как о мастере. Безусловно, я не о продвинутой публике. Она в теме, в курсе. Однако, о чём мы уже говорили на фестиваль пошёл и другой, неискушённый ещё зритель. Это во-первых. А во-вторых, тому, кто понимает, музыкантам, в том числе из числа годами играющих одно и тоже, остановившихся и закисших, вовсе не повредит, убедиться в какой форме (во всех смыслах) настоящие мастера.  Выступление Ковшова на «АКУСТИКЕ» — из тех, которые снимают все вопросы, относительно того чем, как, зачем стоит «играть в эту игру». Смею надеяться, он и сам понимает важность и нужность своего присутствия.

Практически то же самое можно сказать ещё об одном нашем давнем знакомце Олеге Татьянине. Натура увлечённая и не столь «социально погружённая» как Ковшов, Олег играет на других козырях. Он в последние годы совершил просто рывок в части владения инструментом. При этом, что хорошо, осваивались самые разные стили: от реггей и тяжёлого блюза до практически классических джазовых «наворотов». Татьянину (знаю это не понаслышке) – это действительно нравится, он просто кайфует, входя с инструментом во всё более плотный контакт. Безусловно, это его право. Свой уровень он с успехом продемонстрировал. Что же касается тех, кто по-прежнему ждёт от Олега его новых песен, то заметим словами одного известного персонажа: «Ваши ожидания – это ваши проблемы». Хотя и очень жаль. Остаюсь при своём «неправильном» мнении – песни Татьянина – главное, что у него есть. И по-прежнему жду.

И, вне всякого сомнения, порадовал «FM». В том числе и подходом. Группа, активно гастролирующая и зарабатывающая, выпускающая практически каждый год по альбому на солидном лейбле, к фестивалю подготовила программу из новых вещей. Сделанных специально в акустической аранжировке. Ну и звучали парни профессионально. Слаженно, чётко, с настроением. Запомнились классные придумки гитариста Александра Бутенко. По всему чувствовалось – команда отлично готова, бодра, способна хоть сейчас сыграть в любом зале. Особо ценно, что не пошли лёгким путём. Сыграв что-то из давно готового. Долгое время, старательно избегавшие акустических сетов, после успеха своего «Дождя», сыгранного впервые, кстати, именно на «АКУСТИКЕ», активно используют акустические сеты в своих программах. Плюс ко всему, лидер «FM» Сергей Шмелёв вместе с басистом группы Людвигом Анохиным, провели фестивальную программу в качестве ведущих. И ошибается тот, кто думает, будто это даётся легко и просто.

Вопреки раскладам

 Приятной неожиданностью стало выступление «Эмпатии».  И тут требуются пояснения. После того, как распался  состав, который позволил себе то, чего до них не происходило в Тольятти никогда, а конкретнее – заход на рок-н-ролльную площадку со своей нео-классикой, собиравший аншлаги в клубах, и давший несколько чрезвычайно ярких, тоже аншлаговых сольников, ансамбль оказался в довольно странной ситуации.  Музыка Олега Щербакова (мы не раз говорили с ним об этом) требует по определению большого набора инструментов. А найти людей, не просто умеющих играть, но близких по духу, по ментальности, способных, если хотите, дышать в одном ритме, оказалось делом непростым. Компания, представленная на прошлой «АКУСТИКЕ» выглядела набором людей, не объединённых общей идей. Не случайно год после этого «Эмпатия» существовала в виде дуэта: Олег Щербаков (музыка, аранжировки, гитара) и Елена Сычугова (скрипка). И, кстати, звучали они вполне органично. Однако, незадолго до фестиваля состав снова был увеличен. Сделана была вторая попытка объединения. И, если начало программы, когда Олег и Лена играли вдвоём – слушалось и смотрелось, то момент вступления остальных ожидался с волнением. Однако действительность разбила опасения. Большой состав на сей раз не подвёл. Как-то всё встало на место. Ощущения инородности не возникало. В чём тут секрет? Не знаю. То ли совпало настроение, то ли нашёл Олег какие-то слова и подходы, но его гармонически сложные, отъявленно красивые, напоминающие, как заметил один из экспертов саундтрек к фильму, мелодии – зажили, заиграли, наполнились образами. Стоит признать очевидное – мини-программа «Эмпатии» украсила фестиваль. Это как раз тот случай, когда доказывается – любая сложная форма может восприниматься внимательно и с интересом, если уметь её «упаковывать».  Все огрехи и недочёты Олег видит лучше других. Но за нынешнее выступление – зачёт!

Ещё одна группа стала для меня приятным, нет, не открытием, скорее подтверждением тезиса о том, что коли упрямо делать что-то и делать выводы из собственных ошибок, то результат непременно будет. Речь о «Категории Состояния».  Несколько лет подряд девушки – сами по себе классные, фактурные, симпатичные, музыкальные, никак не могли себя проявить. Возникало ощущение, что они просто встали, не двигаются. Казалось, будто год за годом мы смотрим один и тот же фильм. С понятным раскладом и известным финалом. На сей раз всё было иначе. Вот, вроде бы тот же набор, очень близкие к тому, что было раньше песни, а вдруг «пазл» сложился. Возможно, ушло волнение, сковывавшее на первых выходах, возможно, постепенно опыт подсказал, от чего стоит отказаться, возможно, девчонки просто стали чуточку старше, а отсюда – более зрелый подход к процессу. Не хотелось бы ошибаться, но если и остальная программа звучит столь же достойно, как и три фестивальных вещи, то мы очень скоро будем рассказывать о гастролях и больших концертах команды. Пока говорю лишь о том, что было именно на «АКУСТИКЕ». Не удержусь, выделю обаяние и подачу Софьи Квирикашвили (вокал, фортепиано) и позитивную энергетику басистки Екатерины Шаповаловой. А в целом, молодцы все. С интересом будем следить за дальнейшим развитием этой истории.

Не изменяя себе

 

Признаюсь откровенно – мне давно симпатично то, что делает Саша Исаков. Его «МЕРО» — команда, в которой есть нерв и стиль. Да, самого Сашу, да и его музыкантов в большей степени привлекает совершенно иная, нежели возможная в акустике, подача. Однако, на мой взгляд, Исаков как автор поступает абсолютно правильно. Ведь если получаются строчки, волнующие тебя по-настоящему, то они обязательно найдут и того, кому могут оказаться нужными в этот момент. В отличие от некоторых своих коллег, агрессивно продвигающих себя любимых (даже если пока ещё и гордиться нечем), Саша особенно к этому и не стремился. Нечастые концерты в клубах, иногда фестивали. Он не слишком торопится расплёскивать себя. Правильно ли? Не знаю. Лучше всего ответ на этот вопрос знает он сам. Но наблюдая его в движении, читая его стихи, в которых всегда есть что-то очень выстраданное, личное,  и нет желания понравиться абсолютно всем, понимаешь, что лёгкой судьбы ни у группы, ни у самого Исакова – автора и музыканта быть не может. Между тем, на «АКУСТИКЕ-17» Саша был не в одиночестве, а в компании с гитаристом Кириллом Стрелковым. И помимо текстов, обнаружились в вещах группы классные придумки для дуэта двух гитар. Именно ритмические. Чуть слабее звучала последняя вещь в их сете. В силу того, что тоже появилась совсем недавно, ещё не обыграна. Просто тоже хотелось показать что-то из совсем нового. И это правильно.

Не изменяет себе и «Чеширский Дом». Их весёлая бесшабашность – и лекарство от скуки, и уход от депрессии. Слушая рок-н-роллы и блюзаки в бодрой подаче Андрея Королёва, выдвинувшегося на нынешней «АКУСТИКЕ» на первый план (лидер  группы Александр Старков решил нынешний фест пропустить как музыкант, хотя и был в качестве зрителя), заряжаешься позитивом, начинаешь улыбаться, снижаешь уровень собственной агрессии…  Не так уж и мало, согласитесь. По всему – «чеширам» классно в своей компании  — музицировать на весьма достойном уровне и общаться.

Очень пристойно выглядели молодые, но уже достаточно опытные музыканты из «АРТ-ЭКСПРЕССА», ведомого Артёмом Чапковским. Они образованы, понимают толк в гармониях и аранжировках, энергичны. Артём же обладает достаточными навыками для того, чтобы создавать композиции, к которым весьма подходит термин театральные. Потому как, слушая их, достаточно ясно представляешь себе целую галерею картинок и персонажей. Их присутствие в рамках «АКУСТИКИ» выглядит вполне уместным ещё и потому, что всё то, что «АРТ-ЭКСПРЕСС» предъявляет на данном этапе, не только правильно сделано с точки зрения музыки, но ещё и очень современно. Основная опасность – не скатиться к самоповторам.

Второй год подряд, на мой взгляд, не задаётся на «АКУСТИКЕ» у «А-РАЯ». Вроде и лирика у Саши Куликова всегда находит своего слушателя, и сделать так, чтобы зал стать своим он умеет, а вот не выходит это ярко продемонстрировать в рамках фестивальной программы. Впрочем, как оказалось, сам Куликов считает, что на прошлой «АКУСТИКЕ» все свои идеи ему удалось реализовать. Так стоит ли его в этом разубеждать?!

 

Осадочек…

 

Предполагал, и вроде бы были для этого основания, что одним из главных открытий  «АКУСТИКИ-17» станет «Trumps Family».  Группа, появилась на свет с историей, к которой нельзя оставаться равнодушным – сын решил начать с исполнения песен отца. Тем более, что сам Костя Белявцев (а речь именно о нём), и внешне, и тембрально, безусловно, очень похож на ушедшего в иной мир минувшей осенью лидера «ДАРАГИ» Александра Белявцева. За полгода Белявцев-младший ещё и приобрёл сценический опыт под чуткой опекой идеолога группы басиста Максима Халилова, способного придать логику практически любому музыкальному действу.  Словом, все предпосылки для успеха были. И, будем справедливы, кому-то действительно именно это выступление пришлось по вкусу.

Про себя того же сказать не могу. Вынужден был, чтобы сдержать эмоции, уйти из зала на второй песне. И не возьмусь как-то оценивать то, что увидел. Причина проста. Вопреки договорённостям, регламенту, барабанщик группы, призванный отвечать на фесте за перкуссию, Евгений Халилов вынес на сцену бочку.

Ну что за ерунда, скажете вы. Не соглашусь. И объясню. Целый ряд хороших барабанщиков не принял участие в фестивале, в том числе потому, что им не позволили играть палочками на рабочем. Плохо, хорошо – вопрос, возможно и дискуссионный, но сейчас речь не о том. Здесь — бочка. Нет даже желания выяснять, помогла она группе, не помогла. Есть факт. Мягко скажем, неуважения, да чего там, просто наплевательства по отношению не только к организаторам, но и к коллегам-музыкантам. Правила или едины для всех, или это не правила. В общем, для меня дебют «Trumps Family» получился «с душком».

Оставляю для себя маленькую надежду на то, что сам Костя не знал о правилах, доверившись старшим.

Как раз тот самый случай…

 

Отдельно стоит выделить фестивальный выход команды, заявленной под названием «Блюз Большого Города». Оно, как мы выясняли в процессе подготовки, с лидером и идеологом проекта Константином Переладовым, не имеет особого значения. Главное, как подчёркивает Костя, не название, а песни. Скорее даже идея. Заключается она в следующем. К примеру, берётся вещица Чака Берри, замешивается со строчками Джигана, и вот, уже готовый хит. По сути – задорный, стебовый мэшап. Хоть на свадьбу, хоть в КВН, хоть на открытие модного бутика. Всем весело, все пляшут! С учётом того, что поддержали Константина Андрей Королёв со своим харпом, Алексей Печёнкин на басе, а также примкнувший к ним, как сам говорит, практически случайно, и чрезвычайно разукрасивший общую палитру, Сергей Гурьянов, обсновавшийся за клавишами, то получился вполне себе боевой составчик. Парни мало того, что повеселили народ, так ещё и, выручая организаторов, играли для зрителей всё то время, пока эксперты решали, кого они хотят отметить. Не возьмусь прогнозировать, какова судьба нового образования. Возможно, он станет одним из проектов, в которых уже задействованы его участники. Он вполне может на каком-то этапе «погреть» в части финансов. Локальная же задача – поставить весёлую точку – выполнена.

 

От апреля до апреля

 

Как показывает опыт, время от «АКУСТИКИ» до «АКУСТИКИ» пролетает быстро. Главное, провести его с пользой. Чтобы, готовя «АКУСТИКУ-18», постараться исполнить всё на более качественном, во всех смыслах, уровне. Во всяком случае, стремиться к этому. Совместно.

 

Алексей «Алекс» Орлин

 

Фото: Сергей Гурьянов

 

Дизайн фестиваля: Олег Татьянин

 

__________________________________________

 

Организаторы «АКУСТИКИ»: Проект А, ДМШ №4, PROCKOS

 

Звукорежиссёр фестиваля: Игорь Воронцов

 

Информационная поддержка: радио «Август» и «Авторадио»

 

_________________________________________________________

Официальные итоги:

 

Эксперты «АКУСТИКИ-17» — Виктор Коритич (радио «Август»), Алексей Пономарёв (театр «Колесо»),  Евгений Коренченко (студия «А.П.Л.) отметили дипломами следующих участников:

 

 Анастасию Шмелёву – «За самый яркий вокал»

 

 «АРТ-ЭКСПРЕСС» — «За интересные, театральные аранжировки»

 

«FM» — «За самую драйвовую подачу»

 

Юрия Ковшова («ВОЗДУХ!») – «За честные, бескомпромиссные тексты»

 

Олега Татьянина – «За виртуозное владение инструментом»

 

Олега Щербакова и «Эмпатию» — «За лучшее композиторское и исполнительское мастерство»

 

Константина Белявцева («Trumps Family») – «За оригинальный романс»

 

«Внимание» — «За энергетику и оригинальность в вокале»

 

«Блюз Большого Города» — «За интересную концепцию исполнения хитов»

 

Екатерину Шаповалова («Категория Состояния») – «За эмоциональность»

_________________________________________________________________________________

P.S. Отдельное спасибо директору детской музыкальной школы № 4 Борису Цирульникову

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *