Фрагмент чистого шаманства

Фрагмент чистого шаманства

(впечатления от концерта Альберта Кувезина и группы «Хартыга»)

Не думай о минутах свысока…

Ну, вот, попробуй объясни самому себе, как прекрасно зная, что концерты в филармонии начинаются в выходные в 18-00, я умудрился сделать ставку на 19?! И ладно бы что-то мешало, так ведь, нет. Вполне могли прибыть к месту сбора в назначенный срок, без суеты и спешки. А вместо этого, прогулялись под красивым снегопадом, побродили у входа в здание. Слегка озадачились лишь, когда за 15 минут до предполагаемого начала, народ не стекался к заветным дверям. Только после этого возникло ощущение – что-то не так! Результат – первое отделение концерта Альберта Кувезина и группы «Хартыга» было безнадёжно профукано. В зал прокрались ровно для того, чтобы услышать о порванной струне и объявлении перерыва. Такая вот незадача. Пока публика отправилась в буфеты, попытались отыскать знакомых, чтобы хоть кто-то поделился увиденным в первом отделении. Поделились. Лица тех, кто пришёл на Кувезина в первый раз (а он выступал у нас с разными составами) излучали благость и предвкушение «продолжения банкета». «Матёрые» снисходительно улыбались, всем видом давая понять: «Ну, вы увидите гораздо больше!» Нам оставалось лишь считать минутки, тянущиеся как назло, чрезвычайно неспешно, чтобы этот, совершенно не нужный для таких вот «незадачливых деятелей», как мы (такие пары ещё были), перерыв поскорее закончился. Наконец-то – третий звонок. Места удобны. Обзор отличный. Пора начинать.

Этнически пируэты с хардовой подложкой

Фрагмент чистого шаманства

Фото: Фёдор Быстров

Кувезин, на правах мэтра открывший отделение, начал с рассказа о том, что в перерыве не только была заменена оборванная струна (для профи – не такое уж хитрое и затратное дело), но и оказана медицинская помощь одному из музыкантов. Альберт пояснил, что приехали медики быстро, были доброжелательны и внимательны, сделали свою работу качественно. Посему, решено было первую вещь посвятить доблестной «Скорой помощи».

Вот ведь, какая удивительная штука. Говорит Кувезин очень своеобразно, и кроме присущих родному для него тувинскому колориту речевых оборотов, голос его ничем особым не выделяется. Но ровно до того момента, пока он не взял первые нотки, а затем вышел на любимый нижний регистр. В эту минуту я очень четко почувствовал, что и сам начинаю потихонечку вибрировать. Странный горловой звук поначалу, нет, не завораживает, скорее вводит тебя в этакое «камертонное» состояние. Ты словно бы начинаешь сам подстраиваться под эту необычную вибрацию. Это выглядит столь привлекательно, что на какой-то момент я даже отключился непосредственно от музыкальной «картинки». А она, между тем, заслуживает того, чтобы на ней остановится подробней.

Уже первые две композиции получились этакими хардовыми по посылу, где-то даже с элементами психоделика. Практически сразу привлекла внимание дуэтная линия – гитара Кувезина постоянно вела диалог с инструментами, которыми умело «управлял» лидер «Хартыги» Начын Чореве. В первую очередь — это, конечно, игил, но ещё дошпулуур, а затем и варган. Собственно, сам дуэт Кувезин-Чореве определял тональность концерта. И не только потому, что, как правило, оба они солировали в разных песнях, тут скорее стоит говорить и об аранжировочных придумках. В этнике, когда используешь аутентичные инструменты, важно выстроить музыкальный ряд таким образом, чтобы наиболее выпукло проявить все сильные стороны, дать возможность зрителям убедиться, сколь красивы могут быть звуки, к примеру, того же игила. А с учётом, плетущего не вычурные, но очень уместные узоры на инструменте Кувезина, становится понятным – роль ритм-секции — быть точной, но не пытаться выдвигаться на первый план. Посему, басист Ангы-оол Ондар и барабанщик Найыс Дулуш – стараются держать каркас, но роль «первых скрипок» сознательно отдают собратьям по проекту. Совсем иная стезя отведена при этом саксофону. Признаюсь честно, саксофон Сергека Сандыка удивил. Так получилось – за последние пару лет мне удалось послушать больших мастеров по этой части – и в Тольятти и в столице. Так вот ни разу не встречал подобного использования сакса. Сыграть «пачку» — понятно, но это не наш случай, ибо он здесь из духовых один и используется весьма оригинальным образом. Партии для саксофона придуманы так любопытно, а исполняет их Сергек так точно и так пунктирно, что не сразу улавливаешь момент, когда он вступает в дело. Короткий «въезд» в нужном месте, использованием короткой, предельно ёмкой фразы и снова «пауза в игре». Таким образом, удаётся находить нужные интонации, подчёркивающие смысл материала. Это, кстати, лишний плюс музыкантам. Суметь из ограниченного набора инструментов соткать настоящий звуковой «ковёр», практически осязаемо настоянный на разнотравье родных полей и лесов – дорого стоит.

«Хартыга» вообще не рвётся за какими-то внешними эффектами. На сцене – всё скромно. Костюмы – не крикливые. Нет особого светового рисунка. Более того, потока звука нет. А энергия, энергетика есть.

Фрагмент чистого шаманства

Фото: Фёдор Быстров

А ещё есть уровень. Прекрасно понятно, что за таким признанным и заслуженным мастером, каким является Кувезин, чъё мастерство ценят во всём мире, не угнаться. Но так музыканты и не пытаются это делать. Они работают на своих сильных качествах. Более того, сам лидер группы Начын Чореве тоже ведь редкого уровня вокалист. И техникой горлового пения владеет отлично. Да на других частотах, нежели «мэтр», но так разве интересны повторения?! Здесь они объединяют свои усилия. И ведь это здорово получается. Да, басист постоянно помогает на бэках, но практически все представленные во втором отделении вещи (уж в припеве-то совершенно точно) вокально были сделаны «на двоих». Важность подобного момента трудно переоценить. Судя по всему, сложившемуся творческому альянсу на данный момент вместе вполне комфортно. Не просматривается желания «тянуть одеяло» на себя. Программа от этого только выигрывает.

Не думаю, будто есть насущная необходимость подробным образом останавливаться на текстовой части материала. И в силу того, что часть песен звучит у «Хартыги» на тувинском, и потому, что главная сила и главные смыслы (во всяком случае, я почувствовал это так) в создании такого уровня прозрачности материала, когда главными «изобразительными» средствами становятся гармонические, мелодически ходы, воспринимаемые легко, без напряга. Причём, как представляется, в любой точке планеты.

Нет, конечно, и я тоже улыбнулся частушкам, оценил иронию «тувинского рока», согласился с тем, что «лживые шаманы» присутствуют не только в политике. Однако, не это стало для меня главным.

Проститься, чтобы встретиться

Любой качественный концерт – это ведь не только возможность получить удовольствие, побаловать «вкусовые рецепторы». Это ещё и возможность открыть и понять что-то важное в себе. Кувезин и «Хартыга» разбудили такую гамму чувств, нарисовали такую галерею образов и о стольком заставили задуматься, что вопрос потраченного времени даже не обсуждается…

В общем, кто как, а я точно буду ждать следующей встречи. И чтобы сложить у себя внутри целостный, законченный «пазл», и в предвкушении ещё одного умного разговора. Сегодня этого очень не хватает.

Алексей «Алекс» Орлин

Фото: Фёдор Быстров

P.S. Хорошей традицией стали в филармонии послеконцертные автограф и фото сессии. И этот момент у тувинских музыкантов получился достойным – доброжелательным, спокойным, уважительным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *