Игристый коктейль от джазовой компании

Игристый коктейль от джазовой компании

(по следам концерта «JAZZ DANCE ORCHESTRA» в Тольятти)

Осень без джаза – не осень!

Осенью, когда природа не жалеет ярких красок, когда изменения в окружающих нас пейзажах происходят ежедневно, когда первые холода заставляют тянуться к бокалу с глинтвейном, а становящееся голыми деревья напоминают о быстротечности всего на свете, самое время — заряжаться позитивом, а значит, слушать джаз! Вовсе не потому, что это лучший из всех жанров, хотя, разумеется, для кого-то всё обстоит именно так, а в силу того, что бодрящая, насыщенная, джазовая палитра, пыхнув медными, блеснув фортепианными пассажами, брызнув барабанной дробью, уравновесив басовым урчанием, и «отполировав» всё классным вокалом, — способна вдохнуть в жизнь в самого закостенелого пессимиста и скептика. Ибо в этих гармониях, способных оставаясь сложными, быть простыми и доступными, столько жизни, что внимая им, вольно или невольно проникаешься настроением.

В этом смысле концерт «JAZZ DANCE ORCHESTRA» — служит яркой иллюстрацией того, что сказано выше. Ведь главная задача, как можно её себе представить, музыкантов танцующего оркестра – борьба с хандрой и скукой. Пример состава, собранного в 2004 году трубачом, аранжировщиком Вадимом Зайдиным, в который раз убеждает: возможны самые смелые подходы к интерпретации и трактовке композиций, написанных в жанрах далеких от джаза. Эксперименты по превращению поп, рок и фолк –хитов во что-то трудно поддающееся описанию в части стиля, но точно замешанное на традиционных джазовых стандартах, нашло свой отклик. «JAZZ DANCE ORCHESTRA» — моден, актуален, востребован, обласкан участием в теле и радио-проектах. При этом любой творческий человек прекрасно понимает: все призы и премии, все диски и достижения – они были вчера, сегодня – нужно выходить на сцену и доказывать тем, кто, возможно, видит тебя «живьём» первый раз, что ты – лучший. Так было и будет всегда.

Части целого

Игристый коктейль от джазовой компанииУ каждого музыканта (состава) есть свои предпочтения по «разгону» программы. Кто-то предпочитает сразу «дать по мозгам», показав в первых же номерах всё на что способен, но чаще всё же публику предпочитают «втягивать в игру» постепенно. Нет, было интересно наблюдать, как лихой клубняк «No Stress» одевается в свинговые одежды, или как «обшивается по периметру», обвешивается совершенно иными, нежели в оригинале, звуками — вещь Дэвида Гетта «Love don`t let me go», однако, лично меня «взяли в оборот», когда зазвучала «Sing it back» . Так получилось, что за последние несколько лет, я слышал в живом исполнении множество версий этой козырной композиции, но того, что с ней сделали Зайдин и команда, совершенно точно не ожидал. Органично скрепив латино с классическими свинговыми вставками, музыканты сумели сделать номер, который и будит, и раскачивает и берёт в плен. Кстати, первый заход на латинскую полянку, как мне представляется, вовсе не был случайным. По ходу концерта было заметно, что южно-американская стилистика близка и интересна и аранжировщику, и музыкантам, и, конечно, вокалистке Дарье Лиман. В том, что каждый номер становился разным, безусловно, велика её заслуга, как человека у микрофона, находящегося в непосредственном контакте со зрителем. Органика, настроение, широкий диапазон голосовых возможностей, умение штрихами рисовать образы – козыри, совсем недавно, кстати, пополнившей оркестр вокалистки. Впрочем, Зайдин всегда отличался тем, что, понимая важность вокалистки в придуманной им «мозаике», подбирал на эту роль классных исполнителей, начиная с первой певицы состава Насти Пухликовой.

Между тем, программа набирала обороты. «Don`t speak» — начать в фокстроте? Легко! А вот уже дальше развернуться во всю мощь, взяв в союзники парочку рок-н-ролльных ходов. «Mr. Sexobeat» двинуть румбой, а культовую для целого поколения «Chery Chery Lady» увлечь в форму бурлескного фокстрота и сделать целиком в духе джаз-бэндов 30-х? Без проблем!

В любом коктейле – важно не промахнуться с ингредиентами. Берясь за задачу совмещения в одном флаконе: настроения диксиленда, широкого спектра джазовых техник и текстов, принадлежащих временно и настроенчески к совершенно разным музыкальным срезам, Зайдин, разумеется, рисковал. Ведь гармонически нужно было очень осторожно найти ту «золотую середину», которая бы позволила, пройти по грани между иронией и пародией. С моей точки зрения, у маэстро это получилось. И, видимо не только потому, что нашлись люди, разделявшие идею, способные руками её воплотить в жизнь, но и за счёт не натужности самого подхода к перелицеванию песен, ставших мировыми хитами. Самоирония и лёгкость (не путать с легковесностью) в обращении со сложным материалом, дали результат. Не случайно, многие мировые звёзды весьма высоко оценили новую жизнь их шлягеров в джазово-танцевальном варианте.

Из «деталек», бросившихся в глаза на тольяттинском концерте, отмечу не слишком большое количество сольных выходов музыкантов. Нет, понятно, что и тромбон, и саксофон, и клавиши, и труба, и барабаны периодически выдвигались на первый план, но в целом, это было действительно лишь фрагментарно. Судя по всему, композиции аранжировались именно так, чтобы мощно выглядел группа в целом, не особо выделяя отдельных исполнителей-инструменталистов. Логика в таком подходе, конечно, есть, ведь в отличие от большинства концертов джазовых составов, у «JAZZ DANCE ORCHESTRA» — подача вокально-инструментальная. Ну и потом, сегодня в тренде – наличие почти у каждого оркестра нескольких составов, позволяющее, помимо всего прочего, готовить и разные по тональности и предназначению программы…

Во второй части вечера «JAZZ DANCE ORCHESTRA», помимо мастерского вплетения в джазовую канву хитов Моби и «Арабесок», целый блок отвёл русским песням, продемонстрировав, таким образом, материал последнего альбома «Джазовый калейдоскоп». И оказалось, что разухабистые «Коробейники» вполне могут быть созвучны — ча-ча-ча, а «Во поле березонька стояла», за счёт потрясающего вокализа Даши – способна превратиться в настоящую пронзительную балладу.

Искренность и талант

Игристый коктейль от джазовой компанииПризнаюсь, слушая выступление «JAZZ DANCE ORCHESTRA», всё время вспоминал начало деятельности «Виртуозов Москвы». Тогда Владимиру Спивакову изрядно доставалось от высоколобых критиков за упрощение классики. Он же упрямо продолжал, идя к зрителю, особенно провинциальному, с малыми, легко доступными для восприятия пьесами, постоянно рассказывать публике об истории произведений, о музыкантах их писавших, отчётливо понимая – другого пути приобщения к классике нет. В джазе – ровно та же история. Оценить нюансы классического джаза способны лишь музыканты, влюбленные конкретно в эту тему, и хорошо музыкально образованные и подкованные зрители. Между тем, существуют целые пласты стилей и ритмов, являющихся в той или иной степени, близкими к джазу, а часто имеющими джазовые корни. Затеяв свою кавер-джазовую игру «JAZZ DANCE ORCHESTRA» вовлекает в знакомство с джазом и его составными – массового зрителя. И это хорошо. По определению. Присутствовали бы искренность и талант, остальное всегда можно добавить по вкусу.

Алексей «Алекс» Орлин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *