Все краски «АКУСТИКИ»

(послесловие к фестивалю «АКУСТИКА — 2016)

Негромкий юбилей

Именно так. Нынешняя «АКУСТИКА» стала пятой по счёту после возрождения фестиваля. Тема это не просто не обыгрывалась, но даже никак и не поднималась организаторами. И тому были причины. Слишком непросто в наше странное время «прижатых ушей» и духовных скреп проводить фестиваль в названии которого присутствует слово рок. А вдруг чего не так? А ежели, споют чего-то не в русле правильного взгляда на события? Выстроенная вертикаль заставляет всех быть крайне осторожными. И готовыми рискнуть лишь «за долю малую». Хождение по «очагам культуры» взбадривало, отсутствие финансовой поддержки не давало возможности соглашаться на выдвигаемые условия. В такой ситуации думаешь не об отмечании, а о том, как не дать загнуться хорошему делу.

Разумеется, любая история – это люди. Приятно, что люди не случайные. Справедливости ради стоит сказать, что директор ДМШ №4 Борис Цирульников изначально готов был принять фестиваль, поскольку знал его историю. Более того, долгие годы имел к ней самое непосредственное отношение, будучи одним из участников «Проекта А», десять лет проводившим легендарные уже фестивали «Автоград» и придумавшим в середине 90-х «АКУСТИКУ». Повторюсь, задумана она была как некий промежуточный этап между двумя турами большого феста, давая возможность проявить себя в несколько ином звучании рок-музыкантам и талантливым одиночкам, не вписывавшимся  в рамки какого-либо жанра. Словом, попытавшись улучшить диспозицию, пройдясь по кругу возможных площадок, мы вернулись в место, где нам были рады, создали все возможные условия.

В общем, ситуация заставляла думать о деле, а не о празднике. Ровно по той же причине кочевой жизни не рискнули мы пригласить хедлайнеров. Как звать классную команду, если до последнего не знаешь, каким образом отреагирует публика, если нет собственного аппарата, если не до конца понимаешь возможности площадки?! Хотя варианты были. К примеру, казанская «Волга-Волга» готова была выступить, причём безвозмездно. Были и другие варианты. Такой подход, конечно бы, украсил фестиваль, сделал его более праздничным, соответствующим юбилею.  Впрочем, и нынешний  получился смыслово и музыкально весьма и весьма любопытным.

 

Цепочка правильных частностей

Чем, собственно, фестиваль должен отличаться от большого концерта? Наличием концепта? Безусловно. Вдумчивым подходом к подбору исполнителей? Однозначно. А ещё обязательным присутствием  экспертов, которые способны адекватно оценить увиденное, и опираясь на собственный опыт, выделить то, что им показалось наиболее интересным. С ними вовсе необязательно безоговорочно соглашаться. Каждый из нас сам себе режиссёр и опирается исключительно на собственную систему ценностей. Но, когда абсолютно профессиональные люди, понимающие толк в композиции и аранжировках, сами создающие музыку, работающие с известными артистами,  из года в год находят время и приходят послушать участников и поделиться своими впечатлениями, согласитесь, это, просто не может быть неинтересным. Тот же Алексей Пономарёв для того, чтобы быть на «АКУСТИКЕ» отказался от поездки в Москву, а Ярослав Сапожинский так выстроил свой график, чтобы, наоборот, из столицы попасть на фестиваль. Они, вместе с Виктором Коритичем и Евгением Коренченко не отбывали номер, а активно работали: обсуждали жарко, старались подмечать все детали, чтобы не упустить что-то важное.

 А еще, в идеале, фестиваль, о чём говорил уже не раз, это форма взаимодействия. Чем раньше и чем большее число музыкантов поймёт, что только вместе мы можем раскрутить любой проект, тем быстрее маятник качнётся в сторону «клёво!».  В этом смысле события прошедшей «АКУСТИКИ» дали надежду.

Примеры? Пожалуйста. Узнав, что у нас просто нет аппарата, и мы пытаемся по крупицам его собрать, свою помощь предложил Игорь Воронцов, не только поставивший всё, что было необходимо, но и отруливший звуком. То есть целиком потратил день, не спрашивая: «А что мне за это будет?».

 Парни из «Сиднея», бросив свои дела, с самого утра занялись погрузкой и выгрузкой, да и вообще поддерживали, как могли.

 Музыканты «AMIGOS», отыграв свой сет в первом отделении, а затем, выступив и с Настей Бондаревой, уставшие уже были готовы сесть в машину, когда я попросил их сыграть ещё, пока оставшиеся зрители не растворились в ожидании результатов работы экспертного совета. И парни, развернувшись, отыграли практически ещё одну получасовую программу.

 Из таких частностей складывается целое. Это греет, доказывает  — если сам относишься к делу честно, найдутся и те, кто способен это оценить.

[supsystic-gallery id=’3′ position=’center’]

До мурашек…

Зачем мы ходим на концерты? В первую очередь, для получения удовольствия. Среди разных номеров, песен, композиций, наш организм ждёт того самого момента, когда «жахнет» так, что мурашки пойдут по коже…  И на «АКУСТИКЕ» случились выходы, пробившие до глубины души.

 То, что Аня Ромашкина — автор чрезвычайно одарённый было понятно давно. Она экспериментировала, пробовала разные подходы. Это можно было наблюдать и в рамках акустического проекта, с которым она выходила на одном из наших фестов, и по тому, как она проявляла себя в недолго существовавшей группе «Винни и Грета». Однако то, что она сделала сейчас – находится на совершенно ином уровне осмысления и проживания. Повзрослевшая, сама ставшая мамой, Аня выдала такое посвящение мамочке «Самолёты», что я видел людей, которые просто плакали в зале. Настолько это было откровенно, ярко, проникновенно…  И это останется навсегда для тех, кто прожил его вместе с автором. Здесь. В эту минуту. Хочется только одного – чтобы не бросала, продолжала, закрепила найденное, не утонула в быте. Можно ведь каждый год выпускать по диску, но не задевать так за душу.

 Сразил наповал Ренат Натфуллин («Четыре Квартала»). Нет не тем, что под занавес выступления его «пробило» на правду-матку и захотелось дать «чеснока». Но тем, как он сделал «Пепел и дым», и особенно, посвящённую Башлачёву «Сахар рассыпали днём». На дыхании, на паузах, без привычного чёса, без ора, без красивостей. Только голос, только минимальный аккомпанемент, только пропущенная через себя боль… В этом было столько неподдельной, искренней любви, памяти и уважения, что всё переворачивалось внутри.  Уверен, СашБаш бы это понял и оценил. Сразу вспомнилось из другого автора с трагической судьбой: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души»…

 Впечатляющую трех актовую «пьесу» сваял Юра Ковшов. Казалось бы, всё против. Накатила усталость от проведённого накануне душевного  20-летия «Воздуха!», раскалывалась голова, чью боль усилил внезапно накрывший город ливень… Однако, вышел на сцену и сделал всё, как и должен делать мастер. Когда всё на месте, когда нет случайных посылов и не ровно подогнанных в «обойме» строчек. Спонтанно сложившийся дуэт с отличным харпером Андреем Королёвым выглядел настолько цельно, будто бы они играют вместе давным-давно.

 В этих трёх выступлениях, абсолютно разных, был один важный объединяющий момент. В них жил неистребимый дух рок-н-ролла. Сегодня частенько растворяющийся за красивостью и блеском. Наличие такого стержня придаёт осмысленность происходящему действу.

[supsystic-gallery id=’1′ position=’center’]

Дебютные шаги

 Признаюсь, мы достаточно долго обсуждали кандидатуру Яны Смутиной. И как же оказались правы, включив её в число участников «АКУСТИКИ». При том, что пока далеко не всё гладко во владении инструментом, много чего нужно делать с вокалом, эта маленькая, хрупкая девочка обладает такой по-настоящему рок-н-ролльной подачей, что с первых аккордов сумела сделать союзниками даже наших матерых экспертов. Да, Яна безумно волновалась,… и тут на помощь пришёл Ярослав Сапожинский, втянув её в разговор, попросив рассказать о содержании её песен, написанных и спетых на английском.  В процессе диалога Яна чуточку успокоилась, что помогло ей «докатать» программу и сорвать аплодисменты зала. Отличный дебют. Если продолжит развитие в том же направлении, очень скоро мы получим ещё одного классного автора и музыканта.

 Заслуживает уважения то, с какой скоростью сумел заявить о себе «Mint orange». Группе чуть больше года, а она уже отметилась синглами, звучала в эфире «Маяка». Музыканты явно действуют на площадке неоромантизма, стараясь при подходе к аранжировкам, добиваться прозрачности звучания. Красивые партии, отличные ходы техничного и умелого гитариста Артёма Лысякова, замечательная скрипка Ани Гурьяновой, глубокое понимание композиции лидером проекта Владом Ивановским – команда обладает полным набором «ингридиентов», должных привести к отличным результатам. Но в данном конкретном случае, не удалось сложить именно целостного «пазла». Все по отдельности хороши, а вместе пока не так убедительны. Возможно, причины и в том, что Аня сегодня в Казани, а значит, совместные репетиции происходят далеко не так часто, как хотелось бы. Мне представляется, что послушав себя со стороны (у них есть такая возможность), столь обученные исполнители сами сделают соответствующие выводы. При этом, слушать «Mint orange» было интересно. Просто с тех, кому отпущено, и спрос другой. Самым ровным и сбалансированным номером их программы стала вещь, написанная и исполненная Артёмом.

 Отлично проявил себя ещё один новичок «АКУСТИКИ» — состав «Арт-экспресс». Совсем ещё молодые ребята, представившие три инструментальных композиции, сумели убедить в том, что они многое могут. Особо отмечу гитариста и автора Артёма Чапковского, не стесняющегося, и задавая тон своим партнёрам и к месту похулиганить (чего стоит фрагмент из «Боже, царя храни» во второй вещи!!), и быть очень собранным в «Хоруми», и повеселиться в зовущей пляс «шотландской» Жиге. Речь, разумеется, о музыкальных способах донесения информации и эмоций. Выступление яркое, запомнившееся. Будет интересно наблюдать, как «Арт-экспресс» станет действовать дальше, в какой нише ему будет наиболее комфортно, каким образом они для себя обозначат границы собственных интересов.

 Рискну, пожалуй, отнести к дебютантам «АКУСТИКИ» и «Эмпатию». Нет, они выступали на одном из фестивалей, делали это, как обычно блестяще. Просто дело в том, что прежней «Эмпатии», легко раскачивающей даже самые рок-н-ролльные площадки, играя при этом, условно говоря,  неоклассику, выпустившей замечательный альбом, больше нет. Нет виолончели, нет баяна. Появился саксофон. И лидеру, автору и идеологу «Эмпатии», Олегу Щербакову, скрупулёзно подходящему к отладке и подгонке всех ансамблевых элементов, только ещё предстоит довести этот процесс вписывания и притирки до логического завершения. Неслучайно, группа долгое время только репетировала, и появление на «АКУСТИКЕ» стало первым выходом в свет после паузы. Их многие ждали, и, уверен, не разочаровались увиденным. Олег умеет так организовать внутреннее пространство композиций, что в них остаётся не только место для каждой партии, но и прозрачность, воздух, подчёркивающий, позволяющий проявляться той или иной эмоции. Были в сете «Эмпатии» очень впечатляющие фрагменты. И свои крики: «Браво!» они тоже сорвали. Олегу стоит пожелать лишь настроя и терпения.

 Впервые выступили на «АКУСТИКЕ» Евгения Воинова и группа «Вода». И в этом случае произошла удивительная штука. В силу разных причин половина состава не смогла добраться до фестивальной площадки. Так вот оставшееся трио: фортепиано, перкуссия, бас, сумело так плотно, грамотно, качественно распорядиться образовавшимся объёмом, что отсутствие выбывших не ощущалось совершенно. Пародоксально, но факт! Женя была вдохновенна и грамотно обстоятельна за клавишами,  донося до зала каждую строчку, все интонации, а коллеги старались всячески её поддержать. Один из экспертов вообще заметил, что впервые за долгие годы он видит в Тольятти басиста (Антона Волкова), не пытающегося заниматься  «улучшайзингом» и мешать автору-вокалисту, а очень вдумчиво работающего на него.  Словом, трио доставило массу положительных эмоций. Музыкально, грамотно, настроенчески точно.

Издержки капитализации

 Время, над которым мы, как известно, не властны, позволило музыкантам зарабатывать своим трудом. Однако, при этом, заставило в чём-то подстраиваться под обстоятельства. Все знают, что многие клубы изначально выдвигают условие: «Только кавера!» Нет, многие составы стараются паралелльно играть программы своих песен, создавать совсем другой направленности проекты… И всё же постоянная работа «на потребу» вольно или невольно накладывает свой отпечаток на то, что они делают.

 Скажем, было чертовски приятно видеть на фестивале «А-РАЙ». Да, группа востребована, играет в разных городах, рвёт в клочья клубы. Да, со стороны организаторов была просьба к Саше Куликову сыграть именно лирические вещи, ибо именно лирика и шутливые «скетчи» — его самая сильная сторона. А вот прозвучать, увы, не получилось. И, на мой взгляд, не только потому, что была проблема с нормальной гитарой у лидера, что не сложилось именно цельной картинки. Просто сама акустическая версия требует переосмысления материала, специального подхода к казалось бы, столько раз сыгранным песням. Как справедливо заметил Ренат Натфуллин: «Я хочу сделать вещи совсем иначе, нежели они звучат в электричестве». В этом и есть смысл. У «А-РАЯ» в этот раз не склеилось. Что, разумеется, вовсе не отменяет их наработанного годами мастерства и статуса. Но, возможно, заставит задуматься.

 Практически то же самое можно сказать о таком интересном и ярком составе как «Сидней». Созданная изначально как исключительно коммерческий проект, группа решила сыграть именно в такой вариации на фестивале, в том числе из-за того, что в её репертуаре начали появляться авторские вещи. Но, по всей видимости, плотный график (а парни играют в разных точках почти каждый день) не дал возможности более вдумчиво подойти к аранжировкам. Право слово, тот же рок-н-ролл должен звучать совсем иначе.

 Есть ощущение, что не до конца прочувствовали разность акустики и электрического подхода, впервые вышедшие на сцену фестиваля «Татьяна и Онегины». Народ в группе подобран мастеровитый, есть ярко выраженный лидер в лице автора и вокалиста Татьяны Реуновой, а вот добиться гармоничного, целостного звучания не получилось. Возможно, сказалось то, что накануне Татьяна простыла. Но всем  известно простое правило: «Вышел на сцену, отдай всё!».  В рамках увиденного, автор за роялем и музыканты существовали отдельно друг от друга. Придал некой «фестивальности» вставной номер, когда Дима Марфин при поддержке группы исполнил альтернативный гимн Тольятти, но к заявленной программе это не имело прямого отношения.

[supsystic-gallery id=’2′ position=’center’]

Другие штрихи

 По формальному признаку можно было отнести к дебютантам и «AMIGOS», которые играли на прошлогодней «АКУСТИКЕ» под название «Акустический проект Вячеслава Ковтуна».  Но, вот как-то рука не поднялась это сделать. Объяснение простое.  Слава умеет добиваться такого звучания, что даже если ты не поклонник подобного жанра (инструменталов с уклоном в латино), невозможно не признать степень мастерства и уровень профессионализма. Программа «AMIGOS» пролетела на одном дыхании. В ней есть всё – отточенность аранжировок, акцентированность подачи, настоящий драйв.  Отметим, что и в рамках этого состава отменно проявил себя Артём Лысяков.

 Связана с группой и ещё одна вполне себе музыкальная история. Выступавшая в качестве вокалистки проекта в рамках прошлогоднего сета на «АКУСТИКЕ» Настя Бондарева поначалу заявилась как исключительно сольный исполнитель, намереваясь петь под гитару. Однако, узнав о наличии в программе заявки от своих друзей из «AMIGOS», решила показать свосем другие песни под их аккомпанемент. И это снова было здорово! По-настоящему «качнула» «Куба», где Настя как-то особенно органично вписалась в образ. У нас очень мало вокалисток такого уровня. Красиво тембрально окрашенный голос, мастерское владение им, умение подавать материал… На взгляд всех, кто слышал Настю, ей стоит пробовать себя на самом высоком уровне. Хотя, честно, применительно к фесту, мне было немного жаль, что не довелось увидеть ещё одной грани такого одарённого исполнителя.

 Второй год подряд порадовали своим отъявленным романтизмом, создав настоящее весеннее настроение, музыканты из самарской «Своей Философии». Антону Антонову (лидер, автор, вокалист) удается за счёт узнаваемого  и запоминающегося вокала, обрамлённого гитарой, басом и скрипочкой, создавать целую галерею ярких, запоминающихся историй. Ребята скромные. Появились негромко. Отыграли и упорхнули дальше. Оставив очень приятное послевкусие.

 Оставшись без партнёра, срочно вызванного по работе, лидер группы «Внимание» Игорь Доронькин не стал паниковать (хотя и был расстроен), а вышел и сделал своё дело, показав песни, которые по своему настроению и замыслу продолжают добрые рок-н-ролльные традиции.

 Очень старались себя показать девчонки из «Категории состояния». Они симпатичны, юны, полны вдохновения и сил, пишут любопытные песни, и могли бы «брать любые бастионы», если бы поняли, что дружить и играть музыку – разные вещи. Получается инструментов много, неоправданно много, а на общую идею они не работают. По факту: вокалистки – вполне себе бодрячком выпевают, их поддерживает настоящий живчик  Катя Шаповалова на басу… и… на выходе группа, которая явно нуждается в жёсткой руке опытного человека, способного расставить всех по местам, а кому-то просто сказать: «Пока».  Иначе она так и будет востребована только у ближнего круга друзей-подруг.

Сделать выводы, думать о продолжении…

 Главное – фестиваль получился. Столько ярких, цепляющих мелодий, столько запоминающихся музыкантов!! Абсолютно правильным шагом стало возвращение на родину – всё же «автоградско-акустическая» история – плоть от плоти дитя именно Автограда. Зал ДМШ – тёплый по настроению, уютный, с  отличной акустикой. Зрителей на сей раз было гораздо больше, нежели год назад. Важно, что пришедшие не просто внимали происходящему, но поддерживали выступающих, не жалея ладошек.

 В общем, с точки зрения внутреннего содержания, всё сложилось. Над остальным предстоит работать.

Надеемся, что через год «АКУСТИКА» получится ещё более мощной и масштабной.

 Алексей «Алекс» Орлин

Фото: Сергея Гурьянова

 

 Официальные итоги.

 Эксперты вручили дипломы фестиваля «АКУСТИКА-2016»:

 

Евгении Воиновой и группе «Вода» — «За создание настоящей акустической атмосферы»

Группе «Своя Философия» (г. Самара) – «За романтизм»

Анне Ромашкиной – «За откровение»

Анастасии Бондаревой – «За лучший вокал»

Екатерине Шаповаловой («Категория Состояния») – «За энергетику»

Юрию Ковшову («Воздух!») – «За 20 лет в рок-н-ролле»

Артёму Чапковскому («Арт-экспресс») —  «За яркость и образность аранжировок»

Яне Смутиной – «За яркий дебют»

Ренату Натфуллину («Четыре Квартала») – «За искренность»

Группе «AMIGOS» — «За профессионализм»

Артёму Лысякову – «За многогранность»

Отдельное спасибо:

 

Борису Цирульникову – за всестороннюю поддержку фестиваля

Игорю Воронцову – за помощь с аппаратом и работу за пультом

Людвигу Анохину – за то, что всегда откликается на просьбу выступить в роли ведущего

Олегу Татьянину – за  дизайн всей «обложки» фестиваля

Радиостанциям: «Август», «Авторадио», «Радио для друзей» — за информационное сопровождение

  1. Никита Сардов

    » Получается инструментов много, неоправданно много, а на общую идею они не работают.» )))

    Может Вы просто идею не поняли, Алексей? Зачем же такую едунду писать?
    Давайте тогда подробный анализ, если так хорошо понимаете как надо дружить и играть музыку.

  2. Пророк

    Ну я вот тоже не понял, зачем столько музыкантов на сцене. Что на Акустике, что на сольном концерте «КС» складывалось ощущение, что слушаешь несколько выступлений одновременно.

    В целом, фестиваль получился интересный, разносторонний. Лично мне непонятен/неприятен один момент: если это фестиваль, то почему всё так академично, а если это конкурс, то почему столько бардака и отсебятины на сцене?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *