На одной волне

(послесловие к акустическому сету «FM»)

Ассоциации и подходы

На одной волнеПожалуй, первое, что приходит на ум, когда вспоминаешь настроение этого вечера, так это давняя песенка Сюткина, вошедшая в отличный сборник «Радио 101 Live». Были в ней такие чудесные строчки: «Мы с тобой на радиоволне…», звучащие как-то удивительно умиротворенно, будто бы обволакивающие звуком, заставляя погружаться в волшебные волны эфира. Давно нет уже в городе замечательной станции, ценность которой была в том, что в одном месте и под одну идею собралась дружная и яркая команда, не боявшаяся ломать стандарты и делать то, что до того момента было не принято. Но, странным образом, настроение, заложенное в песне, напоминающее о классной поре, нет-нет да и прорезается и сегодня. И в этом есть правда жизни, потому как по-настоящему искренние вещи, неважно в какой стилистике и с какой степенью громкости они исполнены, обязательно цепляют, заставляют отвлекаться от суеты, будят воображение, меняют плюс на минус.

Возможно, кому-то покажется такой вот заезд в материал, посвящённый совершенно определенному событию, слегка странным. Что ж, попробую объяснить. Дело в том, что когда-то назвавшись «FM», парни в чём-то определили и своё движение по жизни. Ибо, лидер группы Сергей Шмелёв уже долгие годы связан с радио, да и нынешний басист команды Людвиг Анохин нынче тоже трудится в эфирном цехе, но что не менее примечательно, обоих пригласил туда человек, имеющий самое непосредственное отношение к 101-му. Так вот всё причудливо закольцовывается. И, поди скажи, что не работает знаменитое из капитана Врунгеля: «Как яхту назовёшь…» У «FM» как раз всё в норме, всё функционирует, проект двигается и развивается. Стараясь, по мере возможности, настроиться со зрителями на одну волну. Это всегда чувствуется, и не всегда приходит даже с опытом.

Образы и принципы

Пожалуй, у группы не было шансов не сыграть на летней веранде «Кирпича». И дело не в том, что рулит на ней всеобщий знакомец, весёлый и активный Ваня Смит, но и потому что часть музыкантов бывала на предшествующих сетах, и могла в полной мере ощутить атмосферу, которая складывается, сплетается из разных «деталек». Сюда приходят слушать и общаться. Причём само, заметим вовсе небольшое пространство, устроено так, что одно совершенно не мешает другому. Чуть отошёл от зоны столиков, и можешь спокойно разговаривать, не выпадая при этом из процесса. Как заметил Шмелёв, он не был знаком с частью людей, которые выбрались на концерт группы в минувший четверг. Мне, находившемуся по другую сторону от микрофона, было не просто заметно, но вполне ясно, что большинство пришедших – давние эфэмовские почитатели. Сет, собственно, это в полной мере подтвердил. Песни люди знали наизусть, совершенно не стеснялись подпевать, реагировали так тепло, будто их не тридцать человек, а полный, разгорячённый зал.

Есть смысл напомнить, что долгие годы «FM» категорически не представлял себя в акустическом звучании. И только после удачного выступления на «АКУСТИКЕ», где родился в новой реинкарнации совершенно иной «Дождь», музыканты убедились, что для них подобный формат вполне приемлем. После чего в программах команды начли появляться акустические вкрапления.

На сей раз парни решили предстать чисто гитарным дуэтом Шмелёв-Кожевников, сыграв весьма необычную не только для слушателей, но в какой-то степени и для себя «пьесу». Товарищей, кстати, не оставил в одиночестве и Людвиг Леопольдыч, прямиком с репетиции «Ремонта» (!!), начавшего подготовку к очередному ДР, прилетевший посмотреть на происходящее. Исключительно в роли зрителя.

Хиты и премьеры

На одной волнеТем, кто в теме, совершенно понятно, что акустика требует совершенно иных подходов, нежели электричество. С одной стороны, тут не спрятаться за общий, насыщенный звуками саунд (вот вам две гитары и будьте любезны!!), что заставляет более внимательно подходить к любой выдаваемой нотке, с другой, в условиях более свободного пространства, можно совершенно иначе прочитать, опробовать донести те посылы, что заложены в той или иной композиции. Кстати, вот вовсе необязательно вести речь о «глубине резкости», относительно текстов. Не могут, да и не должны все пытаться быть философичными. У каждого свой взгляд на мир, своя система внутренних ценностей, понимания того, что стоит и не стоит делать. И тут, наверное, самое любопытное наблюдать за тем, как меняются, взрослеют авторы, как они пытаются переосмыслить то, что с ними происходит. По мне так между первыми песнями Шмелёва и тем, что он делает нынче – весьма солидная дистанция. Тексты стали однозначно более зрелыми и толковыми, гораздо меньше, присущих раннему периоду, просторечий, «дворовых оборотов». И дело не в том, что какие-то вещи лучше или хуже. Они просто меняются, вместе с человеком, который становится старше и, что естественно, знает и понимает больше. Нет, иной раз с удовольствием можно послушать и «Николая», но сейчас появляются такие «штучки», как «Волшебство сентября». А это уже совершенно иной «замес». Кстати, премьера этой песни на публике состоялась именно во время концерта, о котором идёт речь. Надеюсь, скоро зритель услышит её и в электричестве. Впрочем, премьеры ведь тоже можно понимать по-разному. Для меня лично огромной неожиданностью стало исполнение «Музыки под снегом» «Машины времени». Мало того, что вещь чертовски гармонически сложная, так ещё и интервально требующая очень точного попадания. Чутка ошибся в размере, и всё улетело в тартарары. Парни не только справились, но и сделали это очень пристойно. Тут, безусловно, сыграла свою роль сыгранность. Миша, за годы проведённые (звучит как песня!!) в «FM», по-моему, научился чувствовать лидера до маленьких нюансов, чутко реагируя на любой его ход. Для дуэта двух гитар, когда нужно не только отыгрывать красивые соляки, но ещё и постоянно заботиться о заполнении пустот, подобная слётанность момент ключевой. Можно сколь угодно репетировать, но коли нет стабильного взаимодействия в жёстких условиях живых концертов, «косячки» неминуемо будут выползать. Здесь их не было. Умиляться этому не стоит – группа вышла на уровень, когда играть «криво» просто не имеет права, а оценить, отметить качество «продукта» — необходимо. Половинка «FM» смотрелась слаженно и профессионально. Даже при благодушии и внимании зрителей, при общей расслабляющей атмосфере, было видно – парни работают.

Понятно, что основу выхода составили собственные песни. Это, пока соблюдаемый, принцип веранды. Их было много. Из разных периодов, в том числе из альбома «Sчастье», который появится уже очень скоро. Из того, что откровенно зацепило, помимо уже отмеченного «Волшебства», выделю очень стильно сделанную, чрезвычайно искренне прозвучавшую «Здравствуй», которая здорово выиграла от бэков, и необычно решённую в ритме танго трагедию ухода друга в «Лучший друг мой уехал». Минимализм подачи вовсе не помешал сделать всё так, что мурашки по коже… Очень уместно вписался в сюжет и один из хитов любимого Сергеем «Карнавала» Барыкина.

Впечатления и эмоции

На одной волнеПомимо непосредственно музыки, безусловно, главной составляющей четвергов на веранде, вечер вместил в себя и массу других событий. К примеру, познакомился с девушкой, возглавляющей дизайн-студию, проекты которой востребованы в Европе, узнал о записи нового альбома одного очень известного тольяттинского музыканта (надеюсь, об этом мы расскажем подробней), обсудил варианты сотрудничества с пресс-атташе крупной компании… В общем, скучать было некогда.

Что касается ощущений от сета самих музыкантов, то, наверное, лучше всего их характеризует такой момент. Шмелёв всерьёз подумывает о том, чтобы устроить презентацию «Sчастья» именно в «Кирпиче». То есть для тех, кто заинтересован в музыке, и хочет её слушать.

Говоря по правде, после такого классного сета, как-то очень захотелось услышать вещи «FM» именно в таком звучании на отдельном акустическом альбоме. Обсудили с парнями. Так что… всё может быть!

Алексей «Алекс» Орлин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *