АКУСТИКА. История продолжается!

(по итогам фестиваля «АКУСТИКА — 0:14»

Потребность в комьюнити

«АКУСТИКА 0:14»! Пора взбодриться!!Международная обстановка (столь разогревшая общество), внезапно нагрянувшие апрельские снегопады, масса других не сопутствующих хорошему делу причин, совершено не сказались на проведении очередного (третьего после перезапуска) фестиваля «АКУСТИКА». Удивительным образом оказалось, что даже в наше достаточно жёсткое время, когда почти все коммерциализировано, а многие музыканты предпочитают, не размазывая сопли, цинично зарабатывать на том, за что готовы платить (кавера, ремиксы, игра для жующей публики, за что, разумеется, совершенно нелепо бросать в кого-то камень), можно провести абсолютно некоммерческий фестиваль, собрав очень приличных музыкантов в один день на одной площадке. Да, безусловно, сказалось то, что при всем разнообразии концертной афиши, точек, площадок, где можно было не только себя показать, но еще и на других посмотреть, практически нет. А ведь, в любом случае, именно во время таких «общих сборов» и происходят – общение, обмен идеями, да и изрядную порцию критики вполне себе легко отхватить.

Приятно, что реноме фестиваля и его организаторов (чего скромничать, коли это правда?!) работает на проект. Это выражается и в том, что вся (пусть не грандиозная, но вполне вменяемая) рекламная компания была проведена без каких-либо вложений, за что решпект нашим информационным партнёрам. И в том, что снова удалось собрать мощное «трио» экспертов (Коритич, Сапожинский Пономарёв), которым хоть и нужно было «жюрить», но предстояло отметить всё самое интересное.

В этот же ряд отнесу и желание выступить на фесте музыкантов не только из ближней и дружественной Самары, с которой мы рано или поздно станем единым пространством, но и из других городов. Да, не добрались парни из Саратова, но это всего лишь накладочка, которые в фестивальном деле бывают всегда. Зато приехали парни из столицы. Да – наши, да – сделавшие имя на тольяттинской сцене, но в данном случае – совершившие бросок за тысячу вёрст вовсе не ради попутного сольника.

 Теперь, спустя время, могу сказать, что у меня на сей раз не было особых сомнений в том, что зритель придёт. И дело не только в том, что сама программа выглядела впечатляюще, но в том ещё, что люди уже вполне представляли себе, что их ждёт.

 Позитивным моментом стало и то, что нынешняя акустика стала весьма представительной и с точки зрения присутствия в зале людей, занимающихся организацией музыкальных событий в городе – было сразу несколько руководителей известных клубов, добрались известные тольяттинские звукачи (включая таких «монстров», как Игорь Михалкин и Дамир Седаев, долгие годы имевших непосредственное отношение к фестивальному движению).

Словом, оставалось только дать отмашку и запустить фестивальную программу. Что на сей раз было сделано практически точно в заявленное время.

 Специальный гость, неожиданные открытия…

  FOTO8714_tALKOVНу, какой фестиваль без сюрпризов?! Не обошлось без них и нынче. Причем, что чертовски приятно, не понадобилось для их организации «выпрыгивать из штанов». Так легко и сразу удалось договориться о том, что споёт несколько вещей, приехавший с концертом в Тольятти Игорь Тальков. Спокойно и без каких-либо «московских заморочек», парень вышел на сцену и спел, сначала под гитару, а потом и под клавиши. Приняли Игоря-младшего, кстати, очень похожего и внешне и тембрально на легендарного отца, очень тепло. Зрители, заполнившие к моменту старта все фестивальное пространство, были настроены позитивно и дружелюбно. Ладоней не жалели. Так что Игорю – спасибо за то, что откликнулся!

 Стоит напомнить о том, что позиционирующая себя как рок-фестиваль «АКУСТИКА», давно уже не циклиться на «чистом жанре». Связано это с тем, что масса команд нынче действует на стыке стилей. Само время изменило подходы к подаче – чисто рок-н-ролльный проект не стесняется использовать джазовые гармонии, а красивые инструменталисты – вовсю эксплуатируют роковые вставочки.

Акустика. Дом солнца Однако вернёмся к программе. Пожалуй, одним из самых ярких выступлений фестиваля стала маленькая (как и было оговорено условиями) программа «Дома солнца». Уже и год назад группа предстала самобытным и очень любопытным проектом. В этот раз она смотрелась просто шикарно. Сергею Ежову – лидеру и основному автору «Дома солнца» удалось не только собрать музыкантов, имеющих слух и вкус, но еще и сложить их в единый ансамбль. В аранжировках «ДС» просто нет пустоты, а каждая нотка находится там, где она и должна находиться в данном конкретном музыкальном «сюжете». Гитара Ежова, скрипка Гурьяновой, флейта Свешникова, перкуссия Ковтун – находятся в абсолютном ладу между собой. На выходе – красивые, мелодически безупречные вещи, наполненные светом и настроением. Скоро у ребят большой сольник в ДКИТ, очень бы хотелось увидеть все, что удалось им наработать. Чтобы оценить масштаб проекта в полном объеме.

Акустика. Compact Jazz BandМассу удовольствия доставили участники самарского состава «COMPACT JAZZ BAND». Два гитариста – Иван Антипов и Павел Скитёв вместе с басистом Иваном Башиловым выдали пятнадцатиминутку вкусного джаза. И хотя играли они кавера, но делали это до такой степени зажигательно и изобретательно, что музыканты (а их в зале было очень много) сразу же начали выяснять друг у друга: «Кто эти люди?! Отвечаем. Парни – большие поклонники джазовых мелодий. Хорошо знаком нам Ваня Антипов (он, вообще отличился на минувшей неделе, о чем мы еще расскажем в ближайшее время), поигравший в группе «Татьянин день» на басе, но успевший запасть в душу тем, кто был на недавнем сольнике Татьянина в «ШТАНАХ», где Ваня весь вечер отработал за барабанами.  Однако, судя по всему, джазовая тема взяла своё, и Антипов с товарищами тронулись другой дорожкой. Как бы там ни было, если группа продолжит свои изыскания, то у неё точно все получится. Здесь есть стиль и вкус. Это даже не отрепетируешь.

Акустика. Категория состояния Не могу не отметить и совсем дебютантов-дебютантов – девочек-школьниц из группы «Категория состояния». Катя Шаповалова (управлявшаяся на саксе и басу), Аня Султангулова (гитара) и Софья Квирикашвили (гитара) «разбавили» суровые мужские ряды задорным девичьим многоголосьем и искренней радостной подачей. Девчонки вовсе не были безупречными, где-то не попадали с голосами, где-то не доигрывали руками, но это совершенно не мешало оценить их потенциал. Он есть. Главное теперь его правильно использовать. Получится, будет у нас новый зажигательный девичий бэнд, о существовании которых мы в Тольятти уже как-то начинаем забывать. Плюсовое, перспективное выступление.

 Все музыканты знают, как тяжко ждать своей очереди, особливо ежели выступаешь практически в самом конце (а заканчивали ближе к полуночи). Зрители постепенно отчаливают, драйва меньше, отдача не та. А ты сидишь, и ничего не можешь изменить. Однако того, кто уверен в себе. Ничего смутить не может. Вот вышел на сцену Женя Юрасик (дуэт «SIESTA») и дунул так, что «тапочки упали»! Мощная, брутальная мужская подача – заставила всех отвлечься от разговоров и внимательно ребят послушать. Не знаю пока, что Женю влечёт больше – популярная музыка или альтернатива, но при любом раскладе, если не начнёт заниматься самолюбованием, его манера донесения звука, непременно будет замечена и отмечена. Уж про сердца поклонниц не говорю…

 «Тяжелая артиллерия» и те, кто….  

 Спор о том, каким образом смешивать музыкантов, давно уже всем и всё доказавших вместе с новичками, идёт давно. Моя позиция неизменна. Если идти по пути приглашения всех наших «монстров» в качестве специальных гостей, то под них нужно устраивать уже отдельный фест.  С учётом того, что в нынешнем варианте, собственно, никто никого не судит, то смесь из дебютантов и лидеров площадки и даёт возможность для сравнения и анализа. Первые могут что-то подсмотреть, вторые – трезво увидеть, сколь сильно они опережают «молодую шпану», кто их подпирает.  Рад, что лидеры групп с именем поддержали, не кочевряжились, не ставили каких-то условий, а просто подготовились и сыграли. Сделав это достойно.

 Как всегда честно и стильно отработали «созидальщики», во всём гнущие свою линию. Они попали по момент выстраивания звука, но опыт позволяет не обращать на всяческие накладки внимания. Я слышал их большой и классный сольник совсем недавно. Выход на «АКУСТИКЕ» лишний раз подтвердил – команда в форме, более того, в развитии. И уровень, очень приличный, держит.

Акустика. Ковшов Юра Ковшов, категорически не согласный с тем, что его назвали группой «ВОЗДУХ!» и настаивающий на том, что проект закрыт, показал сразу несколько совершенно новых вещей. Подозреваю, что пара из них уже была откатана на недавнем «квартирнике», но широкая публика их точно не слышала. Хвалить Юру за тексты даже как-то нелепо. Он давно уже зрелый мастер. Да и не тесты Ковшов (в отличие от большинства собратьев по цеху) пишет, а стихи. Так вот забежишь в зал, услышишь мажорный красивый аккорд, ну подумаешь – во, изящно! И ту же получишь по полной, потому что «патоки» в текстах песен, представленных Юрой просто нет. Есть, пропущенная через себя боль. И если дать себе повод прислушаться, задуматься, то точно дослушаешь до конца. Надеюсь, сумели это сделать не только зрители, но и молодые авторы. И, конечно, нельзя не сказать, что выступал Юра в компании своего нынешнего компаньона Димы Русанова.

 «FM», как многие наверное помнят, долго категорически отказывался играть в акустике. Рад тому, что их удалось переубедить. Акустический опыт оказался успешным. Первый сет на «АКУСТИКЕ -012» серьезным образом повлиял на самую гастролирующую тольяттинскую группу. Нынче они вовсю используют сольные номера в больших программах, вовсю задумываются о программе состоящей полностью из акустического прочтения собственных вещей. Постоянная работа, набитая рука, отработанная подача – всё это сразу сказывается на слушателе. При выходе «FM» народ сразу «просыпается», оживает, начинает активно включаться. Так было и на сей раз. Для меня самым интересным моментом в выступлении команды, правда, стала не привычная энергетика, а голосовые решения – парни замешали даже «кусочки» а-ля 70-е, а в то время к построению вокальных партий относились очень трепетно. Причём в «эфэмовском» варианте это совершенно не выглядит «ностальгически», а вот толково и музыкально – выглядит.

Акустика. Платок. Романовский Увы, не стало откровением выступление Владимира «Платка» Коритича и Валерия Романовского. Причин, на мой взгляд, сразу несколько. Первая организационная (в данном случае лично моя) – не следовало ставить парней единым блоком. Нет, песни они по-прежнему пишут отличные, тут и спорить не о чем. Просто публика, в большинстве своём, сегодня лидеров отличных тольяттинских групп «БН» и «Харли проснулся» сегодня просто не знает. Если когда-то зал ждал любого их выхода затаив дыхание, поскольку был в теме и знал бэкграунд, то нынче – выступление и выступление. Без истории. Песни нынешних москвичей требуют внимания, а уже порядком подуставшая публика, делиться им особо не хотела. Ну и, конечно, сказалось то, что Вовка накануне заболел, оставшись практически без голоса.

При этом практически убежден, что в случае если запись этого фрагмента программы получится качественной, то она обязательно найдет своих слушателей. Мне же остается надеяться, что «десант» будет иметь продолжение…

Акустика. Настя Полякова Добрых слов заслуживает еще одна команда, в перспективы которой хочется верить. «ON.PLAY» — гитаристы Артём Лобчук и Кирилл Стрелков, вокалистка Настя Полякова – показали, что по сравнению с предыдущей АКУСТИКОЙ» есть динамика движения вперёд. Даже несмотря на трудный для проекта год. Музыканты постарались выбрать такую форму подачи и так её сценически обыграли, что заставляют говорить о прошедшем сете, как минимум, с уважением.

 Сделать выводы. Двигаться дальше!

 Идеальных проектов просто нет в природе. Организаторы «АКУСТИКИ» отрыты для критики и поверьте, прекрасно понимают, что и где было сделано не так. Нам еще предстоит итоговый «орг», на котором, уверен, будет «жарко». Понятно, что есть вещи, которые объективно невозможно исправить, но есть и те, что могут и должны быть сделаны иначе. Убеждён в этом.

 И, тем не менее (сужу в том числе по реакции целого ряда людей), событие можно считать получившимся. Несколько часов нам удалось провести в компании с хорошей музыкой. Повидаться с друзьями и добрыми знакомыми, увидеть ярких дебютантов и зрелых мастеров. Это значит, что фестиваль должен продолжаться. «АКУСТИКЕ-0:15» быть!

Алексей «Алекс» Орлин

Фото: Евгений Чурбанов

 

P.S. Отдельное спасибо:

 —  «Оркестру С Божей Помощью» — за понимание;

— Студии «А.П.Л.» — за техническую поддержку, организацию записи и съемок;

— Олегу Татьянину — за фирменный стиль.

 

Официальная хроника. Дипломами фестиваля «АКУСТИКА» по решению экспертов отмечены:

 — «Категория состояния» — «За красивый акустический дебют»

— «Дом солнца» — «За лучшее ансамблевое звучание»

— «COMACT JAZZ BAND» — «За вкусный джаз»

— Сергей «Хиро» Веселов – «За интересную вокальную подачу»

— Юрий Ковшов – «За глубокое содержание»

— Настя Полякова («ON.PLAY») – «За артистизм»

— Евгений Юрасик («SIESTA») – «За брутальный вокал»

— Сергей Шмелёв («FM») – «За энергетику»

— Аня Гурьянова – «Лучшая скрипачка фестиваля»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *